Семь универсальных сюжетов ч.1

Семь типов сюжета

Какие ассоциации у вас вызывает слово «сюжет»? В мыслях может всплыть воспоминание о недавно просмотренном и впечатлившем вас фильме. Хорошая история из любимой книги. На ум приходит определение из области литературоведения: череда связанных (прямо или косвенно) событий, через которые автор пытается преподнести нам основную идею своего детища.

Стоит сказать, что рассмотрение самого жанра и его примеров (в виде книги или киноискусства) будет приоритетным. Объем цитирования приведенного в качестве примера аниме может варьироваться от мизерного до цифры, сравнимой с водоизмещением крейсера «Ямато». Если вы готовы, то продолжим.

Сегодня мы попытаемся окунуться в мир условностей и границ. Это отнюдь не барьеры, имеющие четкий предел во всех плоскостях, нет. Мы поговорим о кордоне, который даже самые гениальные деятели искусства не способны пересечь. Но они способны убедить нас (читателей, зрителей, игроков) в том, что мир, который ОНИ создают, безграничен, путем обмана зрителя с помощью жонглирования переменными своей истории, которая в конечном счете сводится к одному из семи сюжетных шаблонов, описанных Кристофером Букером. Да, вы, конечно, могли слышать об этой теории, наткнуться на статью в «Википедии» или же прочесть саму книгу вышеупомянутого писателя. Однако, давайте попробуем наложить эту теорию на нашу любимую японскую (и не очень) анимацию. Полагаюсь на вашу фантазию, и начнем же…
Давайте сразу проясним. Здесь будут присутствовать спойлеры к конкретным аниме, фильмам, книгам, которые я буду рассматривать в качестве примера. Итак, будем считать, что вы ознакомлены с перечисленным материалом или же готовы к раскрытию важных сюжетных моментов произведения.

 




Комедия

Сюжет подобного типа представляет из себя погружение героя или героев в хаос, выведение из зоны комфорта и привычной повседневной жизни за счет череды неких событий и последующих чудесных решений проблем с всеобщим принятием и примирением. В результате чего мы имеем Happy End, он же счастливый конец. Что характерно для данного типа сюжета? Рассмотрим на примере GTO (Great Teacher Onizuka), как эталонного произведения данного жанра.

Перво-наперво, в такой истории присутствуют персонажи, первоначально предстающие в негативном свете зачастую в силу некоторых обстоятельств, которые они пережили. Эти герои по мере продвижения сюжета побеждаются протагонистом путем просветления или расплаты. В КУО («Крутой Учитель Онидзука») этот лейтмотив идет на протяжении всего сериала. Школьники, которые поначалу предстают перед Онидзукой некими беспринципными людьми и отпетыми бандитами (первая серия), меняются благодаря главному герою. К одним применяется физическая сила, как единственный способ воздействия и достижения катарсиса, а для других уготовано решение их семейных проблем, ставших причиной озлобленности на окружающий мир.

Во-вторых, обманчивые характеры персонажей и потребность в их раскрытии. Некоторых героев изначально преподносят неоднозначно, а позже, в силу обстоятельств, раскрывается их истинная натура. Пример: Нао Кадена (школьная медсестра) преподносится как легкомысленная девушка, желающая манипулировать мужской половиной школы за счет собственной красоты. Позже выясняется, что она была уличной гонщицей, которая, по ее мнению, своей профессией искалечила жизнь брата, сделав его инвалидом, и теперь вынуждена искупать свою вину, копя деньги на операцию любым доступным ей способом.


В-третьих, поиск отсутствующего элемента. Это может быть любовь, предмет или примирение двух враждующих фракций. Пример: некий ученик Набору Ёсикава регулярно страдает от издевательств со стороны группы девушек в школе, которую возглавляет Анко Уэхара, и вскоре главный герой решает проблему Набору. Анко достигает просветления, что перерастает в любовь к Набору. В финале сериала они решают конфликт путем осознания симпатии друг к другу, заполняя тем самым отсутствующие переменные в себе.

Комедия является лишь частью произведения. Она не может быть самостоятельной сюжетной концепцией, поэтому границы немного размываются, но перечисленные элементы присутствуют в этом жанре практически повсеместно.

Рекомендованные аниме в данном жанре: «Гинтама», «OnePunchMan», «Необъятный океан», «Богиня благословляет этот прекрасный мир ».



 

Зарубежное искусство комедии

Книжное царство также не лишено подобного жанра, являющегося лишь частью истории и «пищи» для читателя. Как пример могу привести великих, без преувеличения, личностей: из ранних – Уильям Шекспир, Жан-Батист Мольер и Денис Фонвизин, если же берем более современный промежуток времени, – Дуглас Адамс и Джером Клапка Джером.

Комедия - самый «употребляемый» жанр в киноискусстве на данный момент. В «асашай» давно отгремели времена тупых «американских комедий». Однако и по сей день Запад не перестает ежегодно кормить нас отборным, прости господи, «синематографом». И не только Запад, на просторах СНГ все еще хуже… Есть ли достойные представители? Конечно же.

Пройдемся по главным в этом жанре современным зарубежным режиссерам и их творениям: ранний Гай Ричи с его британскими низами криминальной жизни: «Большой куш» (или художественный фильм «Спи…..» ой, ну вы поняли), «Карты, деньги, два ствола», «Рок-н-рольщик». Динамичный британец Эдгар Райт с его разрывом шаблонов многих жанров кино: «Типа крутые легавые», «Зомби по имени Шон», «Скотт Пилигрим против всех». Уэс Андерсон с его кукольными декорациями: «Королевство полной луны», «Бесподобный мистер Фокс», «Отель «Гранд Будапешт»». И, раз уж мы заговорили о комедии, то не добавить в этот список Братьев Коэн («Большой Лебовски», «После прочтения сжечь») и, конечно же, братьев Цукер и Джима Абрахамса («Аэроплан», «Совершенно секретно», «Голый пистолет») будет плевком в лицо черной комедии.

P.S. Отечественные творения не затрагивались намеренно. Вы и сами знаете почему.


 




Приключение

Ох, пожалуй, самая обширная категория. И самая популярная к тому же. Оно и не удивительно. Ведь мы так хотим вырваться из привычной ненавистной обыденности и отправится в земли, где существует магия и красивые пейзажи. Почувствовать, что где-то есть чудо, которое невозможно в обычном мире. Данный жанр имеет «брата» в этом списке. Истории данного типа заключаются в том, что герой из спокойной обыденности вынужден отправиться в полное неизвестности путешествие из-за надвигающейся угрозы или вызова. Естественно, на своем нелегком пути главный герой встречает новых людей (друзей, союзников, врагов-антагонистов и нейтральных персонажей), которые так или иначе влияют - положительно или отрицательно - на достижение цели.

Рассмотрим общую картину данного жанра на примере аниме «Гуррен-Лаганн», как эталонной, законченной, приключенческой истории. Общий концепт данного сюжета предельно прост, а последовательность его событий практически догматична:

- Завязка истории всегда состоит в интервенции, вмешательстве, вторжении «вызова» в рутинную повседневность героя.

Симон, будучи отличным бурильщиком в своей немногочисленной общине, но совершенно заурядной личностью, не грезит и не мечтает, являясь полностью апатичным и ведомым. Однажды во время очередного бурения он обнаруживает тот самый «вызов» в виде неизвестного ему приспособления (как позже окажется, «меха») и ключа к нему. Герой делится этой находкой с единственным «мечтателем» народа и по совместительству своим другом Каминой, который спит и видит, как бы вырваться из привычной рутины. Камина подталкивает нашего героя на совершение безрассудного поступка, и они вместе вырываются в новый полный приключений мир.

- Противостояние неизвестным силам и стихиям. Протагонист, отправляясь в неизвестность, неизбежно сталкивается с природой и ее явлениями (штормы, жаркий или холодный климат, сложные типы местности и т.д) и/или магическими фэнтезийными существами (силами).

Практически сразу после того, как герои вырываются во внешний мир, на них нападает монстр, коих на пути героев будет бесчисленное кол-во. А также во всей красе предстает недружелюбный климат их родной планеты, где оставшейся горстке людей приходится выживать в условиях постапокалипсиса.

 

- Перевоплощение и становление героя. Главный персонаж сталкивается с пределом своих возможностей и встречает свою кончину, или же какие-то обстоятельства ломают его физиологически и/или морально ввиду невозможности противостоять «стихии» на текущей стадии. В этот момент к нему приходит могущество, мудрость, просветление и т.п. При помощи каких-либо загадочных явлений или другого персонажа он находит ту самую силу для преодоления собственных пределов.

Подобных моментов в сериале хватает, но главное событие перелома личности героя всего одно – смерть его друга и наставника Камины.

- Финальное разрешение конфликта. Герой должен пройти последнее испытание на пути к своей цели. Как правило, это самый трудный и практически невозможный шаг.

Естественно, это финальный акт «Гуррен Лаганна», а именно битва против антиспиральщиков. Боже, какой же грандиозный финал получился)

- Достижение цели. Протагонист получает заслуженную награду и достигает просветления. Привычный ему мир приходит в допустимую для героя норму.

Побеждая антиспиральщиков, Симон обретает независимость для собственного народа и вырывает свою возлюбленную из лап злодея. Свадьба и слезливый финал.

Обозначим тезисно: Завязка конфликта (вызов) – приключение – переломный момент – финальная битва – катарсис и достижение цели.

Приключение - это в большинстве случаев фэнтези, реже встречается научная фантастика, и неудивительно, что у данного жанра самая большая аудитория из всех 7 представленных сюжетов. Погружение в интересную сказку с приключением и опасностями будоражит зрителей ввиду невозможности подобного в реальной жизни. Этот жанр еще долго не выйдет из моды аниме-индустрии.

Рекомендуемые аниме в этом жанре: «Код Гиас», «Убийца Акаме», фильмы Хаяо Миядзаки, серия Fate, «Стальной алхимик».



 

Хорошее приключение за пределами аниме

Хватает приключений и на просторах кинематографа и печатных изданий.

Книги подобного жанра сосчитать сложно. Поскольку материальные затраты минимальны, а для хорошей истории хватает фантазии читателя и таланта писателя, то здесь взращена целая плеяда писателей. Начиная от Жюля Верна («Вокруг света за 80 дней», «Маяк на краю света»), Артура Конан Дойла («Этюд в багровых тонах», «Затерянный мир») и Роберта Говарда («Конан», «Мифы Ктулху», «Голуби преисподней») и заканчивая Дэном Брауном («Код да Винчи», «Ангелы и демоны», «Инферно»), Джоан Роулинг («Гарри Поттер»), Джоном Толкином («Властелин колец») Анджеем Сапковским («Ведьмак») и Робертом Сальваторе («Темный эльф»).  

А что же мы имеем сфере кино? К сожалению, этот жанр на данный момент переживает свою стагнацию и бесконечную экранизацию сиквелов и ремейков (чего только MARVEL со «Звездными Войнами» стоят). Экранизировать приключенческий роман, не имея большого бюджета, а соответственно и большого студийного продюсера, нереально. Времена шедевров, созданных на коленке, энтузиазме и фантазиях режиссеров, вроде «Терминатора» и первых «Звездных войн», прошли. И мы вынуждены снова и снова наблюдать неисчислимые сиквелы «Мстителей». Однако всегда можно вернуться к нестареющей классике Стивена Спилберга, Джеймса Кэмерона и Питера Джексона.

Настоятельно рекомендую следующие культовые приключения (если кто-то их еще не видел): «Индиана Джонс», «Звездные войны» (до трилогии сиквелов и нелепых спин-оффов вроде «Хана Соло»), «Назад в будущее», «Властелин колец», «Матрица», «Железный человек», «Последний самурай», «Пираты Карибского моря».




Приключение и возвращение

Брат-близнец сюжета «приключение», только имеющий ряд переменных в жанровой структуре.

Практически весь жанр «исекай» поселился именно здесь. За засилие попаданцами просторов аниме благодарить стоит именно данный сюжетный шаблон.

Если честно, то пример для цитирования выбрать довольно сложно. Жанр изобилует подобными аниме, но внятных и законченных произведений - единицы. Однако все же эталонный пример существует, и им станет прекрасное аниме «Унесенные призраками» от маэстро Хаяо Миядзаки. Не знаю, насколько правильно назвать данное произведение  исекаем, но все элементы жанра соблюдены в первозданном виде.

Итак, из чего состоит данный жанр?

Главный герой или герой и его спутники попадают в другой мир (девочка Тихиро и ее родители). Поначалу он кажется чудесным и красочным: нетронутая природа, китайские улочки, стилизованные под позднее средневековье, паровозы и т.д. Однако проходит время и герой  совершенно случайно преступая законы этого мира, «нарывается» (родители Тихиро ведут себя неосмотрительно и набрасываются на еду, не ведая, кому она принадлежит, что и приводит их к превращению в свиней) на конфликт. По мере продвижения по сюжету, герой оказывается все в большей и большей опасности (Тихиро противостоит колдунству ведьмы Юбабы, а также разного рода чудищам, хотя стоит сказать, что не все они являются плохими), что приводит его к кульминации в виде решения конфликта (героиня помогает многим существам, а также решает загадку Юбабы) в ином мире и возвращению «домой» (Тихиро спасла своих родителей, и все вместе они возвращаются в мир людей) или же чудесным побегом в реальный мир.

В отличие от приключения, данный жанр не изобилует серьезным повествовательным элементом. Главный персонаж обычно не имеет определенной цели, которую он должен достичь (или как минимум не знает о ней). В приключении же мы практически с самого начала понимаем, чего именно пытается достичь герой (в «Гуррен-Лаганне» это разгадка тайны реального мира), а если брать самый типичный пример, то это «Властелин колец» с его «отнесикольцовМордор и победизло».

Возвращаемся к нашим баранам тезисно:

1.     Герой предчувствует какую-то беду, а затем попадает в другой мир.

Чаще всего мир вокруг гг относится к нему несправедливо и он занимает в нем низкое положение или же социально отречен ввиду своей «индивидульности». Самый банальный и простой способ оборвать все связи с реальным миром и тем самым избежать сюжетных дыр - это убить героя. Сколько уже сказано о Грузовик-куне или о персонаже-рояле с ножом.

 

2.      Воодушевление и восхищение новым миром. Поскольку гг, - как минимум, мечтательный персонаж, или интроверт, то новый мир, естественно, приходится ему по душе. Однако герой все же еще осознает границу между новым миром и своей «родиной».

 

3.     Разочарование. Мир, который казался герою грезами, воплотившимися в жизнь, «обламывает» его присутствием реальных проблем и трудностей. Над ним нависает масштабная угроза.

 

4.     Угроза. Герой сталкивается с «темными силами» нового мира.

 

5.     Возвращение. В какой-то момент ситуация становится непреодолимым препятствием для героя и он сбегает обратно в реальный мир. Или же он решает этот конфликт и возвращается домой. Главным сюжетным мотивом, как правило, предстает изменение персонажа после пережитого и постановка вопроса: «А происходило ли это все на самом деле?».

 

И тут вкрадывается главная несостыковка. Где же среди всех перечисленных элементов в данном сюжете затерялся пункт 5. Возвращение?

Часто авторы комбинируют жанр «Приключение и возвращение» с обычным уже «Приключением» или же инвертируют сюжеты между собой, таким образом облегчая себе работу в плане закрывания сюжетных дыр, а также обеспечивая себе долгоиграющую франшизу как в плане печатном (ранобэ, лайт-новеллы и т.д), так и в варианте «больших» экранов.

Рекомендуемые аниме в данном жанре: «Двенадцать королевств», «Унесенные призраками», «Логин Горизонт», «Врата Штейна», «Город, в котором меня нет», «Скитальцы», «Сатана на подработке», «Этот прекрасный мир».



 

Исекаи повсюду

За пределами Японии сюжет данного типа в кино и сериалах давно потерял свой былой цвет. Проблема все та же, что и с жанром приключения: для него нужны большие деньги, а это ограничивает творческую свободу. Большие режиссеры давно перестали браться за подобные проекты. А шлак вроде «Седьмого сына», призванный содрать с людей бабло, лишь имея в своей копилке спецэффекты и пустой фэнтэзи-мир, осточертел зрителю. Ведь таких людей, как Роберт Земекис («Назад в будущее») и Тим Бёртон («Алиса в стране чудес»), в кино можно пересчитать по пальцам. Вот и остается лишь довольствоваться шедеврами ушедших лет.

Кстати о шедеврах. Небольшой список фильмов и сериалов в данном жанре, рекомендованных к просмотру: «Назад в будущее» (если вы еще не видели, то я вам очень завидую), «Алиса в стране чудес» от Тима Бёртона (фирменный мрачный стиль режиссера), «Бесконечная история», «Джуманджи» (с великолепным Робином Уильямсом). Из сериалов: «Десятое королевство», «Очень странные дела», «11.22.63».

На книжном поприще все также не очень радужно. И если раньше мы имели бесконечные просторы миров с временными петлями, фантазийными вселенными в кроличьей норе и динозаврами в ядре планеты, то сейчас даже навскидку хорошие произведения назвать сложно. Особенно когда бестселлерами становятся порно-романы вроде «Пятидесяти оттенков серого».

Однако пару примеров культовой классики все же приведу: Артура К. Дойла («Маракотова бездна»), Жюля Верна («Путешествие к центру земли»), Герберта Уэлса («Машина времени»).

И немного о восточном рынке книгопечатания. Корея и Китай преуспели в новеллах за последние несколько лет, и сейчас они «на коне». Я думаю, вы уже в курсе, что во всю гремит произведение корейского писателя Соннак Чана «Поднятие уровня в одиночку». И на фоне всего этого конкуренты просто засыпали подобными лайт-новеллами рынок. Пожалуй, за последние пять лет азиатский рынок ранобэ и манги в данном жанре произвел просто невиданное количество всевозможных переделок темы попаданцев. Давайте пройдемся по самым (на мой скромный взгляд) интересным из них: «Поднятие уровня в одиночку», «Защита подземелья» (просто обязательно к прочтению, если вам по душе дарк фэнтези), «Легендарный лунный скульптор», «Повелитель», «Реинкарнация безработного».

 



 

Небольшой эпилог этой части

Безусловно эти (и остальные 4) жанры могут быть скомбинированы между собой в самых разных «химер» и прочих мифических существ. Приключение и возвращение может сочетать элементы как обычного приключения, так и комедии, и наоборот. Все зависит от автора. Однако описанные в этой статье шаблоны используются повсеместно (пусть зачастую и не в чистом виде). Отвратительно другое: авторское видение и оригинальность больше не в «тренде». Если вы хотите зарабатывать себе на жизнь такого рода творчеством, вы обязаны соблюдать каноны актуального жанра. А в таких случаях даже книга условно бездарного и безликого писателя может стать Бестселлером. А просторы аниме стагнируют от засилия исекаев и сёдзе (которые все ближе к яою). За последние пару лет не могу припомнить ни одного аниме, которое хоть как-то выделялось бы среди остальных и при этом не было бы помойкой в любом другом аспекте кроме оригинальности. Единственное, на что я надеюсь, это появление Героя, Личности способной изменить, перевернуть жанр или хотя бы привнести что-то свое (таких, как Хаяо Миядзаки или же Макото Синкай) в погрязшую в пороке и жажде наживы индустрию. Что ж, а пока пойду пересмотрю «Двенадцать королевств» под теплый чай с уютным пледом. Следующая часть уже скоро.

Взято с веб-архива.

Avatar
Категория: Статьи
Добавлена: ; (обновлена: )
Автор
Если копируете новость, пожалуйста, оставляйте ссылку на источник.
Комментарии
↑ Наверх