Эпиграф
Сюжет – это скелет любого повествовательного вида творчества. Повествование может быть как простым, так и сложным (об этом позже), но сама история имеет в обязательном порядке как минимум две вещи: сюжет и персонажей. В любом другом случае это уже нельзя назвать вменяемым творением. Именно поэтому практически во всех рецензиях и обзорах самыми первыми (по сути главными) объектами критики выступают эти составляющие. Сюжет отвечает за интерес аудитории к конкретному произведению, а персонажи являются одновременно и движителем повествования, и отвечают за эмпатию и в целом за эмоциональную вовлеченность нас с вами как зрителей, читателей, слушателей.
Итак, в прошлый раз мы говорили о том, что бывают миры смеха и развлечений, вызова и триумфа, путешествия и побега. Сегодня же начнем с очень ярких и наивных историй, степенно погружаясь в пучину более мрачного и насущного.
Из грязи в князи
Думаю, что данный тип сюжета, исходя уже из названия, не будет каким-либо открытием. Попросту говоря, сказка. Герой пребывает на самой низкой ступени общества в силу чего-то, а позже, благодаря своим качествам, карабкается к социальной верхушке описанного автором мира.
Рассмотрим этот шаблон истории на примере аниме «Доблесть рыцаря-неудачника». Да, аниме не рассказывает историю полностью, но сюжетная арка первого сезона вполне зайдет за самодостаточное произведение со всеми характерными чертами данного типа.
1. Изначальная упадочность и вызов. Зритель наблюдает главного героя в убогом состоянии. Герой находится в самом низу иерархической лестницы мира автора. Самой очевидной причиной его страданий является «темное» окружение, которое его презирает и угнетает.
В сериале демонстрируется, как Куроганэ Икки (главный герой) влачит свое существование в академии магии, будучи самым неказистым учеником этого заведения. У него плохо с магией, и он фактически зарабатывает себе прозвище «Рыцаря-неудачника». Даже хорошее владение мечом не спасает ситуацию, ведь Куроганэ всячески вставляют палки в колеса его родители, делая практически невозможным его выпуск из данной академии.
2. Выход в мир и первые успехи. Новая фаза повествования хоть и может ознаменовать новые испытания, но герой или героиня тут вознаграждаются первыми ограниченными успехами. Протагонист может получить первую встречу с так называемой «принцессой» или «принцем», превзойти соперников в чем-то.
Конечно, это момент первой же серии, когда Куроганэ Икки выступает на «рыцарской» магической дуэли, где и встречает своего соперника и по совместительству свою будущую возлюбленную принцессу Стеллу Вермиллион, которую по итогу этой дуэли и побеждает.
3. Центральный кризис. Внезапно все идет наперекосяк и надежды героя рушатся. Злодеи возвращают свою силу. Герой оказывается изолированным от самого ценного, что есть у него в жизни, и он впадает в отчаяние.
Предпоследняя серия аниме именно это и демонстрирует. Куроганэ задерживают по совершенно нелепой причине и сажают в камеру, где всячески измываются над ним. Существуя буквально впроголодь и не получая должного ухода за телом после боев, практически все время находясь наедине с самим собой, герой становится психологически подавленным. Что и вызывает у него (и у нас) отчаяние.
4. Последнее испытание и превозмогание. Зритель видит героя в новом свете. Герой открывает в себе новые силы. Он близится к решающему испытанию зачастую при участии «темных» сил и соперников. Побеждая всех и вся, герой переходит в следующий акт.
Крайняя серия первого сезона, в которой герой находит в себе силы и преодолевает путь к арене, где его ждет поистине могучий соперник. Он из последних сил его побеждает, тем самым одерживая победу и над злодеем Хаказэ, который подстроил все таким образом, чтобы герой ни за что не смог выиграть бой.
5. Объединение и завершение. По сути, награда главного героя. Как правило, ей становится объединение протагониста с «принцессой» или «принцем». Герои наконец могут достичь процветания в своих стремлениях или благоустройства своего царства. В конечном итоге история заканчивается демонстрацией идеальной целостности и гармонии, что длится до бесконечности в будущем.
Принцесса Стелла выбегает на арену к победителю, то бишь своему возлюбленному Икки, где они публично объявляют о своей помолвке.
Встречается данный шаблон в чистом виде еще реже комедии. По крайней мере подобная тенденция прослеживается в японской анимации. Однако элементы этого типажа встречаются повсеместно, чуть ли не став каноном завязки для исекаев, взявших за основу изображение «нищего» героя. Почему же это так популярно? Все просто. Зрителю проще всего ассоциировать персонажа с собой, следовательно, эмоциональный отклик аудитории выше. Так как в данном автором мире нет ничего невозможного, герой всегда достигает своих целей, а значит и мотивирует свою потенциальную аудиторию.
Сюжет сего типа легко определить по фразе «и жили они долго и счастливо». Из аниме порекомендовать что-то сложно. Однако примеры, в которых присутствует подобный шаблон, все же есть: «Заморозка», «Золотая пора», «Подручный Луизы-Нулизы», САО 1 сезон, «Абсолютный дуэт» и т.д.
Заморские сказки
Поскольку подобный сюжет несет с собой прежде всего характер некой притчи, то в печатном мире истории данного типа проглядываются еще в древние времена. Например, «Волшебная лампа Аладдина» из сборника «Тысяча и одна ночь». Чего стоит одна только «Золушка» в разных вариациях Братьев Гримм и Шарля Перро. Это и по сей день одна из самых экранизируемых сказок. Посоперничать с ней может разве что Чарльз Диккенс и его «Приключения Оливера Твиста». Как ни странно, но классическая космофантастика (например, «Гражданин Галактики» от Роберта Хайнлайна) также пользуется этим шаблоном. Также стоит упомянуть «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, по которой вышла небезызвестная экранизация с Леонардо Ди Каприо. Если же говорить про сегодняшний день, то из известного в данном жанре исключительно «мылодрамы». Рассказывать что-либо про данный сегмент даже немного стыдно, и не потому что я всякий раз ловлю испанский стыд от этих восхитительных диалогов принцессы и ее принца, а скорее из-за того, что персонажи там настолько деревянные, что лучше бы им отправиться на лесопилку, где из них получится хоть что-то полезное.
Для синефилов все складывается еще хуже. Мелодрамами с таким сюжетом радуют нас уже очень давно. Чуть ли не с 40-х годов прошлого века. Есть среди плеяды проходных картин и ставшие культовой классикой. Что из этого стоит посмотреть современному зрителю-любителю? Вот небольшой списочек: «Миллионер из трущоб» (весьма популярный в свое время фильм, название которого стало нарицательным), «Великий Гэтсби» (что тут скажешь, фильм-мем), «Области тьмы» (Брэдли Купер «под метом» расширяет свое сознание и пробивается к невиданным ранее высотам). Про фильмы на манер Золушки, начиная с «Моей прекрасной леди» и «Красотки» и заканчивая «Как выйти замуж за миллиардера», уже и говорить как-то нелепо. Раз в несколько лет на большие экраны выходит что-то популярное в данном сегменте, так что жанр не пустует и по сей день.
Перерождение
«И как же так? Ты же говорил, что «Путешествие и возвращение» является сюжетом для исекая. Опять меня надули. Дизлайк, отписка», - воскликнет интеллигентный любитель «других миров». Сюжет типа «Перерождение» в данном случае кардинально отличается от того, что вы привыкли видеть в манге или аниме. В данном случае «Перерождение» никак не связано с реинкарнацией привычного нам имба-читерского героя, а чаще всего это герой-монстр или герой-злодей, который по ходу повествования перевоплощается как внешне, так и внутренне.
В «Перерождении» герой чаще всего первоначально предстает перед нами под действием чар неких темных сил, а в конечном итоге он чудесным образом перерождается, приводя в норму как свой характер, так и внешний облик. Примера подобного сюжета в «чистом» виде в аниме практически не найти, но нагляднее всего он просматривается в «Порко Россо».
1. Над героем нависают темные силы.
Главный герой Марко Паготт – пилот, участник Первой мировой войны - после ее окончания полностью утрачивает веру в людей и тем самым навлекает на себя проклятье: он превращается в свинью. Будучи охотником за головами, он фактически является антигероем, который за деньги отстреливает пиратов. Пираты крайне недовольны этим и собираются приструнить дерзкого типа. Персонаж на момент начала повествования, как минимум, не положительный
2. Какое-то время все хорошо.
Герой по-прежнему отдыхает на пляже, посещает бар в компании своей старой знакомой. Пока что все тепло и лампово.
3. Темные силы показываются.
Пираты нанимают американского летчика-аса Кёртиса. Он обещает одолеть Порко Россо. Что и случается. У Порко отказывает двигатель, Кёртис его сбивает.
4. Тучи сгущаются.
Порко выживает и решает починить свой самолет. За этим он обращается к своему старому другу механику Пикколо, который живет в Милане. Уже в городе за Порко устанавливают слежку с целью принудительной вербовки в армию пришедшие к власти фашисты. После чудесного побега, Порко прилетает на свою базу, где обнаруживает, что на ней главенствуют пираты. Все складывается не в пользу Порко.
5. Происходит чудесное спасение, темные силы теряют свою власть, и персонаж возрождается.
Порко вызывает Кёртиса на бой-реванш. Бой заканчивается ничьей, и тут прилетает его старая знакомая Джина, которая и разрешает конфликт: побеждает Порко, первым поднявшись из воды. Девушка по имени Фио целует Порко, и за кадром Кёртис говорит о том, как наш герой впервые за долгое время обретает человеческое лицо.
Важно понимать, что подобный сценарий очень уязвим к критике. Если вы скажете, что грани слишком условны и размыты, то я соглашусь. По моему мнению, это самый спорный тип сюжета из всех семи.
Какие аниме в таком духе стоит посмотреть? Вот небольшой списочек: «Ходячий Замок», «Легенда о легендарных героях», «Синий экзорцист», «Гаро: Печать пламени», «Книга магии для начинающих с нуля», «Ярость Бахамута: Генезис».
Иностранные перерождения
Если говорить о литературе в данном жанре, то разглагольствовать просто нет никакого смысла. Данный сюжетный тип в печатных изданиях для меня чужд. А расписывать то, в чем я ну совершенно некомпетентен, - дело не только постыдное, но и крайне неблагодарное. Так что обойдемся кино и мультипликацией.
Классические примеры сюжета данного типа встречаются зачастую в мультипликации. Так как тут мы регулярно имеем чудо, магию и прочие фэнтезийные элементы, а также хорошую притчу. Не стоит удивляться тому, что часто присутствует некая сказочность происходящего. Классические примеры: «Красавица и чудовище» и «Снежная королева». Похожие истории есть во многих странах в разных вариациях, как в мультипликации, так и переснятые в полном метре.
Гораздо интереснее, на мой скромный взгляд, наблюдать за исправлением злодея. И тут уже мы имеем вполне современные вариации. Тот же «Гадкий Я», где протагонист, будучи частью злодейской организации, встает на путь истинный и становится положительным персонажем. Однако от себя хочу порекомендовать мультипликацию от DreamWorks, покорившую мое сердце несколько лет назад. А именно «Мегамозг». Ребенок, из которого общество старательно делало суперзлодея и вешало на него ярлык типичного антагониста, преодолевает социальную стену и прочие препятствия и становится самым что ни на есть героем. Прекрасно. Это ли не яркий пример данного типа сценария?
Что посмотреть: «Гадкий Я», «Рождественская песнь», «Мегамозг», «Красавица и чудовище».
- Ты осмелился бросить вызов Мегамозгу?
- Этот город мал для двух суперзлодеев.
- Ооооо, ты злодей, это правда, но совсем не супер.
- Да? А в чем разница?
- В спецэффектах
(играет композиция "Welcome to the Jungle" группы Guns N' Roses)
Итак… вот мы и подобрались к финалистам данного списка. Прежде чем переходить к следующему кандидату, хотелось бы вставить небольшую ремарку и нейтрализовать упущение, которое правильно подметила читательская аудитория прошлой части.
Почему именно семь УНИВЕРСАЛЬНЫХ сюжетов? В прошлой части это не объяснялось и кем-то при прочтении могло быть понято неверно. Исправляем ситуацию. Универсальные они не потому, что могут не иметь конкретных рамок жанра или сюжетной составляющей, нет. Сюжеты между собой инвертируются, компилируются и так далее. Например, комедия и трагедия прекрасно сосуществуют вместе как жанр трагикомедии, т.е. трагедии с счастливым концом. Аниме «Буря потерь: Гибель человечества» как раз идеально вписывается в данный концепт, так как практически полностью построена на пьесе Шекспира «Буря», которая, в свою очередь, и является трагикомедией.
Также я неоднократно упоминал термин «жанр», что вызывало неправильное интерпретирование этого слова и диссонанс. В данной статье использование слова «жанр» выступает исключительно как синоним и словозаменитель терминов «сюжетный тип» и «сюжетный шаблон» во избежание такого ненавистного всем нам повторения.
Победа над чудовищем
Данный тип является самым давним из всех перечисленных здесь сюжетов. Еще задолго до греческой драматургии с их классическими комедией и трагедией существовали мифы, имеющие основой данную разновидность. Естественно, в литературе данный сюжет имеет самое большое распространение в плане колорита и культурного феномена. В его основе чаще всего лежит противостояние главного героя и чудовищной силы, которая сильнее, мощнее и вообще у нее половые органы больше…
Сюжет победы над чудовищем, по Букеру, подразумевает угрожающие силы, явления, людей, которые противостоят нашему главному герою. Герой может быть не один в своих потугах, а временами и вовсе никак напрямую не влиять на уничтожение зла. Примеров в культуре японской анимации просто не сосчитать. Поэтому возьмем самый наглядный и относительно популярный, а именно аниме с говорящим названием «Круши кромсай». Хотя с первого взгляда и кажется, что подобная история слегка абстрактна и не поддается наложению шаблона, у нее присутствует определенный вектор развития в виде нескольких этапов:
1. Предпосылка и вызов.
Изначально мы узнаем о чудовище опосредованно. От второстепенных персонажей или по каким-то оставленным им следам. То бишь мы не видим его воочию и, следовательно, рисуем воображаемую картину, нагнетая тем самым так называемый саспенс. Герой по какой-либо причине чувствует призыв к противостоянию этой силе.
Наша главная героиня Рюко Матой в поисках убийцы своего отца прибывает в Японию и поступает в старшую школу Ханнодзи, где, по ее мнению, и скрывается убийца. Вся школа живет в страхе и пребывает фактически в авторитарном режиме: всем заправляет студенческий совет во главе с Сацуки Кирюин. Протагонист решает, что студенческий совет как-то причастен к убийству ее отца и решает открыто выступить против них.
2. Мечта.
По мере того, как герой ищет главного злодея, все идет, так сказать, по плану: преграды на пути массово уничтожаются. Т. е. все происходит так, как и дОлжно.
Рюко методично уничтожает последователей Кирюин без каких-либо усилий. И кажется, что победа не за горами.
3. Разочарование.
Герой сталкивается с чудовищем и понимает, что не в состоянии противостоять ему на данном этапе. Он отступает и/или оказывается в смертельной опасности.
После уничтожения n-го кол-ва персонажей из студсовета напротив нашей героини материализуется сама Сацуки Кирюин и дает ей леща, после которого Рюко отступает.
4. Кошмар.
Начинается решающее испытание, т.е. бой, в котором все шансы на стороне чудовища, однако в кульминационный момент, когда все, казалось бы, уже потеряно, герой получает силы одержать победу.
Как ни странно, в данном аниме чудовищем является не сама Сацуки, а ее мать Рагё Кирюин («триггер» - просто немного поиграли с чувствами зрителя). В решающей битве выясняется, что Сацуки и Рюко не могут одолеть мать первой, в рукавах которой все возможные тузы и джокеры.
5. Смерть чудовища
Чудовищу буквально чудом наносится смертельный удар. Все его силы и влияние исчезают, угнетенное общество освобождается. Герою могут угрожать последние остатки приверженцев чудовища или же катастрофа, обусловленная его смертью, но все это уже не представляет опасности. Герой получает награду за преодоление.
Все, все, буквально ВСЕ выступают против замыслов Рагё Кирюин, и Реко наносит решающий удар, побеждая. Все круто и все классно…
Практически весь жанр сёнен построен по данной схеме: «Наруто», «Блич», «Семь смертных грехов», «Мастера меча онлайн», «Стальной алхимик» и так далее. Советовать что-то в данной сюжетной плоскости не вижу никакого смысла, так как вы и сами без труда способны отыскать нужное.
Импортные кайдзю
Литература просто пестрит историями про битвы с чудовищами. Тут вам и мифы про Персея, Тесея, Геракла, и героические эпосы вроде «Беовульфа», и готический роман на манер «Дракулы», и историческое фентэзи а-ля «Семь Самураев». Перечислять можно долго. Советовать что-то конкретное здесь будет излишним субъективизмом и крайним невежеством. Уж простите.
Зато на кинематографичном поприще вполне можно отыскать самородки, которые требуют упоминания. Следует сказать, что «Победа над чудовищем» - один из любимейших жанров режиссера Стивена Спилберга. Это вам и «Война миров», и «Челюсти», и «Парк Юрского периода», и много чего еще. Режиссер просто обожает саспенс, а в данном типе сюжета его хоть отбавляй.
Сюда же мы приписываем «Звездные войны» Джорджа Лукаса, «Годзиллу» Роланда Эммериха, «Терминатора» Джеймса Кэмерона и тому подобное. Все, что я перечислил, как минимум, наслуху, а как максимум, - по несколько раз пересмотрено.
Вернемся на секунду к концепции сюжета. Считается, что привычное нам повествование делится на три акта: 1. Завязка (тезис); 2. Развитие сюжетной лини (антитезис); 3. Развязка (синтез). Однако такая структура ограничивает творцов, и они всячески экспериментируют с этой концепцией или вовсе отходят от этого шаблона. Возьмем для примера аниме «Твоя апрельская ложь». Оно имеет классическую трехактную структуру, то есть у нас есть завязка (показан главный герой, его жизнь, его окружение - даётся самая обыкновенная экспозиция. А также нам показывают условного антагониста в виде девушки, которую гг повстречал совершенно случайно и тем самым дав ход основным событиям), развитие сюжета (раскрываются все проблемы гг, нагнетается конфликт, сюжет начинает погружаться в сплошной хаос и проблемы, которым, кажется, нет конца) и развязка (случается триггер, мотивирующий героя к действиям, что и приводит к финалу, который и объясняет что, зачем и почему - в данном конкретном аниме это письмо главной героини). Как видно из структуры повествования она не имеет витиеватости или закрученности.
А теперь возьмем как пример «Легенда о легендарных героях». В ней трехактная структура нарушена. Серии идут не в хронологическом порядке, а параллельно: одна серия идет в реальном времени, а другая - в прошлом. И к концу сериала все события сходятся воедино в развязке. Видим явное нарушение последовательности между завязкой и развитием конфликта.
Как же определить: сложный сюжет или все-таки классический простой? От себя скажу, что подобное нельзя измерить кол-вом сюжетных твистов (в таком случае индийские фильмы из "Болливуда" просто не оставили бы и шанса другим киноделам), «вот это повороты» не могут существовать в вакууме и вылезать, только когда угодно сценаристу, нарушая при этом все что только можно, начиная от логики и заканчивая мотивацией персонажей - это именуется "роялем в кустах". Каждый сюжетный твист должен иметь под собой основание. Автор должен давать детали намекающие нам на дальнейшую развязку, выстраивать мир и плавно подводить зрителя к неожиданному повороту, чтобы все ранее «странные» детали оказались частью сюжетной задумки. Подобные пертурбации делают из зрителя в хорошем смысле «дурака», очаровывая его магией кино, аниме, книг. Именно поэтому неподдельный восторг и вызывает сложный продуманный концепт повествования с закономерными деталями, сценарий которого востребован и по сей день. Если говорить о самых ярких и популярных представителях, то, однозначно, «Остров проклятых», в котором Мартин Скорсезе заставляет зрителя почувствовать себя пациентом психбольницы, коим и является главный герой. В «Помни» Кристофер Нолан также погружает зрителя в ощущения своего героя, который не помнит последние 10 минут своей жизни, с помощью «обратного» хронологического повествования.
Я должен верить в тот мир, который создает мой разум. Я должен верить, что мои действия имеют смысл. Я должен верить, что, когда я закрываю глаза, мир не исчезает. А я верю, что мир не исчез? Я верю, что он еще здесь? Да! Нам всем нужны воспоминания, чтобы знать, кто мы такие. Я не исключение.
Вот так сюжет может быть сложным и запутанным или простым. Все зависит от таланта и мотивации автора.
Трагедия
Ух… Вот мы и подобрались к моему фавориту. Что? Редактор даже и не думал об объективной критической оценке и обзоре? Меняйте редактора, срочно!! Продался! Отписка! Что ж… ваша правда. Моя скромная персона просто обожает «плохой конец». Ну а как еще? Произведений, где герой все преодолевает или чудесным образом побеждает невзгоды, - подавляющее большинство, а вот красивая победа зла над добром - куда более изысканное явление. С прелюдией закончили, перейдем непосредственно к сюжету.
Сюжет трагедии часто перекликается с шаблонами других сюжетных типов, но неминуемо ведет к «несчастливому концу». Принципиальная разница между трагедией и остальными жанрами заключается в том, что мы изначально уверенны в победе героя в произведениях со счастливым финалом, а вот в трагедии нас, как и героя, постоянно посещают сомнения. Иллюстрацией из мира аниме послужит всем известная «Тетрадь смерти». И тут сразу же ремарка. «Тетрадь смерти» является особенным подвидом трагедии, где злом выступает именно главный герой: так называемое «падение героя». Какие этапы сопровождают данный сюжет?
1. Предвидение.
Наш герой чувствует себя неполноценным, отрешенным от этого мира. Его мысли обращаются в будущее с надеждой на какое-нибудь необычное достижение. Его желание фокусируется на определенном объекте.
Ягами Лайт - ученик старшей школы. Умный, смекалистый, осторожный. Лучший ученик в Японии. Его беспокоит мироустройство и творящееся на улицах беззаконие, при котором коррумпированные чиновники даже заядлых преступников готовы за деньги выпустить на свободу. Несмотря на свой высокий интеллект, Ягами не может найти себя в этом мире, не чувствует интереса ни к чему. Его одолевает скука. И тут он видит из окна своего класса падающий с неба объект.
2. Мечта
Герой делает что-то для достижения своей мечты, и первое время все идет слишком хорошо для правды. Он почти получает то, чего желал.
Наш протагонист получает Тетрадь смерти, в которой он видит спасение всего мира от преступности. Он с упоением начинает избавлять этот самый мир от «грязи», то бишь преступников. И обнаруживает, что это идеальное средство для претворения своей мечты в реальность.
3. Разочарование.
Незаметно события начинают разворачиваться не в пользу главного героя. Он теряет покой, чувствует разочарование и воздействие каких-то внешних сил.
После череды убийств, за которыми стоит наш главный герой, в историю включается антагонист этой истории - детектив-гений L, который берется за очень непростое дело и сразу же обламывает нашего Ягами Лайта, вычисляя его местонахождение путем несложных манипуляций. Лайт впервые ощущает вкус поражения и видит соперника, равного себе, что и разжигает в нем огонь противостояния.
4. Ужас.
Герой теряет контроль над ситуацией. Его преследует постоянное чувство угрозы и отчаяния. Противоборствующие силы нависают над ним.
Подобные пертурбации часто встречаются ближе к концу сериала. Все чаще Ягами Лайт начинает ошибаться. Его рассуждения окончательно приобретают маниакальный характер. Полиция и ее союзники все ближе подбираются к главному герою. Тучи сгущаются.
5. Уничтожение.
Герой терпит крах во всех аспектах, не достигнув своей мечты, которая была так близко. Герой умирает или душевно уничтожен.
Буквально последняя серия «Тетради смерти». Ягами Лайта ловко раскрывают. Он сходит с ума и предается отчаянию. Лайт бежит в неизвестном направлении, его настигает бог смерти, который вписывает его имя в Тетрадь. Герой умирает в лучах закатного солнца на ступеньках неизвестного заброшенного дома, символизируя тем самым падение такого могущественного и непобедимого существа как «Кира».
Можно долго рассуждать о том, что манга лучше, но мы не будем заострять внимание на этом. Сериал вышел очень оригинальным, интересным, философским и Бог знает, каким еще. Для многих история Ягами Лайта стала эдакой повесточкой в мир аниме, который неискушенному зрителю кажется исключительно пристанищем тентаклей и яоя. И… Я был не исключением, изначально считая просмотр аниме уделом каких-то сумасшедших и фриков. Ох, и ошибался же я. Этот сериал на корню зарубил все мои шаблоны и стереотипы. Мотивы «Преступления и наказания» от мира японской анимации просто снесли крышу неокрепшему уму молодого студента. «Тварь я дрожащая или право имею?» - заставляла вопрошать экранизация. Напряжение во время просмотра не покидало меня до последней секунды. Я благодарен этому сериалу за решительное и беспринципное уничтожение моих глупых предрассудков и погружение в столь необъятный мир японской культуры анимации.
Что посмотреть в этом жанре: «Эхо Террора», «Убийца Акаме», «Бандитос», «Твоя апрельская ложь», «91 день», «Человек-дьявол. Плакса», «Альдноа. Зеро», «Волчий Дождь», «Берсерк», «Паразит: Учение о жизни», «Воскресенье без бога», «Могила светлячков», «Босоногий Гэн».
Гамлет и его развитие
Трагедия как жанр, увы, ушла в небытие. Ее заменило понятие «драма», которое стало более прозаичным и злободневным. Нарочито утрированная трагедия оказалась излишне «театральной» для современных реалий драматургии. Однако, мой любезный читатель, знай, что если есть в описании такой пунктик как драма, то, как минимум, в половине случаев ты можешь увидеть классическую трагедию.
Литературные изыскания просто пестрят философскими творениями от признанных мастеров драматургии. Любой писатель-философ считал своим долгом создать что-нибудь в этом жанре. Поскольку именно здесь поднимаются все злободневные темы, все темные стороны человеческой души, вся подноготная нашего грязного мира, и именно здесь, по моему мнению, раскрывается вся красота литературы. Вас ошеломляют, заставляют задуматься, окунают в чан кипящей правды, что оставляет неизгладимое впечатление. Здесь собраны труды и русских классиков: «Борис Годунов» (Александр Сергеевич Пушкин), «Анна Каренина» (Лев Николаевич Толстой), «Братья Карамазовы» (Фёдор Михайлович Достоевский), «Тарас Бульба» (Николай Васильевич Гоголь), «Лолита» (Владимир Владимирович Набоков); и зарубежных: «Царь Эдип» (Софокл), «Геракл» (Еврипид), «Фауст» (Иоганн Вольфганг Гёте), «Гамлет» и «Отелло» (Уильям Шекспир), «Падение дома Ашеров» (Эдгар Алан По); а также современных писателей (начиная с ХХ века): «Радуга» (Ванда Львовна Василевская), цикл «Песнь Льда и Пламени» (Джордж Мартин), «Туман» и «Куджо» (Стивен Кинг), «Безымянная звезда» (Михаил Себастьян). Перечислять можно очень долго. Давайте лучше перейдем к кино.
На радость синефилам, трагедия не прошла мимо кинематографа, по сути став ассоциативной с таким выражением как «фестивальное кино», где зачастую представляется в качестве элитарного полотна. А вот такое мы обойдем стороной, зацепив лишь ту часть фильмов, которая может достучаться до сердец массового зрителя.
Итак, главные фильмы всех топов – это, конечно же, фильмы Фрэнка Дарабонта: «Зеленая миля» и «Побег из Шоушенка». Думаю, распинаться о том, что их обязан посмотреть каждый, не нужно. Следом у нас идут фильмы Френсиса Форда Копполы («Крестный отец», «Апокалипсис сегодня»). Конечно же Стэнли Кубрик и его «Цельнометаллическая оболочка». Бесподобный Дэвид Финчер («Семь», «Зодиак», «Социальная сеть»). Кристофер Нолан и его фокусы («Помни», «Престиж»). Душераздирающая картина Роберто Бениньи («Жизнь прекрасна»). И в заключение упомяну Мартина Скорсезе, который просто обожает делать из протагониста злодея («Волк с Уолл-Стрит», «Остров проклятых», «Таксист», «Банды Нью-Йорка»).
Эпилог
Не нужно воспринимать эту статью как некое просветительское мероприятие или что-то, что поможет узреть и постичь мироустройство. Это жвачка, которой я попытался немного привлечь к вкусу основного блюда. Повествовательное искусство необъятно. Каждый может найти произведение, которое ему по душе в данный момент времени. И это, как ни странно, не выразить словами, потому что искусство - это прежде всего чувства и эмоции, а уже потом размышление и познание. И если условные «Семь смертных грехов» вызвали у вас внутреннюю бурю и мотивацию на изучение какого-либо направления, это ли не круто? Только вы сами можете отыскать для себя путь к просветлению, а другие люди могут лишь подсказать возможное направление. И неважно, как вы любите или ненавидите «Атаку Титанов», главное, чтобы книга/кино/аниме не оставляли вас равнодушным и с сонливым зевком, от которого до боли сводит челюсть. А на такое в нынешних реалиях эпохи потребления будет способен каждый второй тайтл, если даже не 4 из 5. Все же я не теряю веру в светлое будущее, ведь даже самый отвратительный и неказистый птенец может вырасти и оказаться прекрасным грациозным лебедем. Спасибо за ваше неравнодушие к моим глупеньким потугам графомана.
Взято с веб-архива.