О рецензиях



Представленная статья носит информационно-описательный и частично псевдоэнциклопедический характер*


Содержание

  • Что такое рецензия
  • Как писать рецензии
  • Какие бывают рецензии
  • О рецензиях на сайте Yummy
  • Достойные примеры рецензий
  • «Положение рецензентов аниме - на грани абсурда»; доводы за и против
  • Список литературы


Что такое рецензия?

Слово происходит от латинского “recensio”, что значит “обследование, отзыв”; на английском - “review” (обзор). Рецензия - это жанр критики. Критика же - искусство разбирать.

Как писать рецензии?

«Определение степени эстетического достоинства произведения должно быть первым делом критики», - В. Г. Белинский

Что писатели говорят о своём ремесле?

Уильям Сомерсет Моэм (автор сборника литературно-критических статей «Десять романистов и их романы») в своём эссе «Подводя итоги» утверждает о необходимости писать ясно и понятно. Чехов, в своём письме к брату, выводит следующую формулу из строк трагедии Шекспира «Гамлет»: «Краткость - сестра таланта». По мнению Достоевского нужно «уметь вычёркивать». Гюстав Флобер же придерживался такого взгляда: «Весь талант писателя, в конце концов, состоит лишь в выборе слов…».

Также мы попросили дать эксклюзивные советы по написанию от рецензентов сайта Yummy (наших скромных авторов пришлось поуговаривать, и когда мы сошлись на том, что писательство - процесс индивидуальный и очень сложный, и что наши товарищи рецензенты не претендуют на абсолютную истину и бесспорную экспертность мнения, тогда они поделились следующим):

  • Мой совет по написанию рецензий - перед тем, как начать писать, найдите то, что вас больше всего в этом фильме/сериале зацепило. Не важно, разозлило или порадовало, оно вызвало яркие эмоции, вокруг которых лучше всего и строить рецензию. Подберите вступление, которое подведёт вас к самому важному, подберите завершение мысли, и в них изложите уже все остальные элементы истории, о которых хотите рассказать.
  • Нет никакой системы. Главное - чтобы эмоции были от просмотра, позитивные ли, или наоборот, - не важно, а потом всё само по себе идёт.
  • Мне нужна “фишка”, возле которой буду строить рецензию…

Мини-гайд по написанию

В английской версии статьи Википедии об академической кинокритике написано:

«…Рецензия на фильм обычно объясняет суть фильма, прежде чем обсуждать его достоинства и недостатки…»

«…попытайтесь изучить, почему кино работает, как оно работает с эстетической или политической точки зрения, что оно означает и какое влияние оно оказывает на людей…».

Разумеется, чтобы что-то написать, нужно что-то посмотреть. “Переварить” потреблённый контент. И начать анализ. Обычно аниме оценивают в таких категориях: рисовка, сюжет, музыка, персонажи. Но это упрощение, обобщение. Позвольте объяснить…

Визуал

Рисовка и анимация - разные понятия. Рисовка чаще всего берёт начало в манге. У рисовки может быть разный стиль (чиби, моэ, сэйнен, кэмоно, кодомо, дзёсэй, сёдзё, реалистичный, мультяшный, карикатурный, готический, импрессионистический, абстракционистский, минималистический, совмещённый). Аниме, на которое вы собираетесь написать рецензию, можно рассмотреть в контексте рисовки. Отнести к определённому стилю и сказать пару слов о том, чем оно отличается или, наоборот, откуда берёт очевидное вдохновение. Какие аниме подобного стиля превосходит, каким проигрывает. А может быть и такое, что вы вовсе не уделите много внимания этому пункту и, потому что рисовка типична, запланируете сконцентрироваться на оставшихся категориях.

Анимация. Здесь стоит упомянуть о том, как рисовку адаптировали в видеоформат. Использовали ли 3D графику, много ли её, и портит ли она впечатление? Проседает ли анимация в качестве, бросаются ли в глаза моменты вроде непропорциональности статичных и динамичных кадров? Тут же можно рассмотреть работу режиссёра, монтаж, оригинальность картинки и т.п. Связать все ваши ощущения с этими деталями и постараться объективно оценить произведение. Не всегда же мы предпочитаем именно тот стиль и жанр, который рассматриваем, и не всегда способны справедливо отозваться о тех аниме, которые любим.

Музыка/Sound

В этой категории тоже не всё так просто. Опенинг и эндинг - далеко не предел. Звуковая дорожка, саундтрек, оригинальная озвучка и дубляж - составные части. В аниме вы можете слышать, как скрипят двери, шаркают ботинки, льётся дождь, но песни могут совсем не гармонировать с общей атмосферой. Или приятные голоса и смешные реплики студии озвучивания могут перебиваться с плохо подведённой оригинальной дорожкой. Вариаций масса. Тем более музыка - субстанция субъективная. Если вы просто напишете, что музыка в аниме вам понравилась, то какой от этого толк? В таком случае читателю следует объяснить в общих чертах ваши вкусы.

Сюжет

В этом пункте и концентрируется большая часть текста. На какую аудиторию нацелено аниме? О чём повествует? Недостаточно всего лишь описать завязку и оставить читателя без вашего мнения, к тому же надо умудриться заинтриговать его на просмотр, не прибегая к спойлерам. Вывести основную идею и тему произведения. Порассуждать об её актуальности. Проанализировать, смогли ли авторы сделать историю интересной, органичной, логичной. Получилось ли у них выдержать напряжение на всём отрезке хронометража? Достаточно ли правдоподобными вышли персонажи и какие образы и эмоции они символизировали, по-вашему мнению? Для чего создавалось это аниме: больше ради прибыли и популярности или это была художественная потребность автора? Изменили ли создатели первоисточник при адаптации? Что лучше: манга или аниме, почему? Как вам запомнились персонажи? Оригинальны ли они, если да, то в каких аспектах, если нет, то мешает ли это общему восприятию? Насколько они яркие? Каково их взаимодействие и служит ли оно для продвижения сюжета? В чём состоит конфликт? Понравилось ли вам, в конце концов? Советуете вы глянуть данное аниме или настрого предостерегаете от роковой ошибки? Какой жанр преобладает? Скрашивает ли комедия просмотр или заставляет краснеть? Боевые сцены восхищают или оставляют желать лучшего? Фантастическая повседневность несёт в себе смысл или организована ужасно глупо?

Напоследок. Старайтесь избегать сленговых выражений, не используйте обсценную лексику. Стройте текст так, чтобы его можно было понять рядовому читателю. Соблюдайте правила русского языка. Изучайте работы профессионалов и развивайтесь.

Какие бывают рецензии?

Наиболее распространены рецензии на книги. От В.Г. Белинского до С.А. Лурье (под псевдонимом С. Гедройц). Первый, например, рассматривал литературные произведения Пушкина и Гоголя, второй  - Пелевина и Уэльбека.

Более сухо и официально пишутся научные рецензии: к дипломным работам студентов, к трудам исследователей и т.п.

Ещё популярны кинорецензии. The New York Times, Rotten Tomatoes и другие ресурсы - часто пользуются спросом у читателей. Самым известным автором, по мнению многих журналистов, считается Роджер Эберт - первый кинокритик, выигравший Пулитцеровскую премию.

В общем и целом рецензии бывают:

  • большие и маленькие (в тексте Белинского на книгу «Дядя Симон, торговец по ярмонкам, или Ум хорошо, а два лучше того» всего 256 слов; декан факультета менеджмента может рецензировать студенческую статью в 10-ти предложениях; публикации Роджера Эберта в среднем состоят примерно из 500 слов, хотя его отзыв на «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки содержит 1473 слова…)
  • экспертные и пользовательские (С.А. Лурье, вероятно, прочитал около двух тысяч книг, а на три сотни написал критику; с другой стороны, любой воодушевлённый зритель/читатель может своим мнением привлечь массы к осматриваемому предмету…)
  • одиночные и зависимые (т.е. вы можете создать рецензию на случайный тайтл или писать только в определённом жанре, только о работах выбранного режиссёра, только о новинках, исключительно о классике и т.д…)

В качестве дополнительного примера можно упомянуть признанных экспертов:

Джеймс Вуд. Литературный критик журнала The New Yorker с 2007. The Guardian 1992 - 1995. Профессор практики литературного критицизма в Гарварде.

В представленном тексте продемонстрирован подход к рецензии с точки зрения обобщения и соединения интерпретации читателя с насущным положением в мире. 26 фев 2005 «О том как Достоевский и Конрад предвидели корни терроризма» (см. ссылку на источник в списке литературы, 4-ая по счёту).

И раз уж речь зашла об одном из величайших русских писателей - в книге бесед легендарных кинорежиссёров «Хичкок/Трюффо» имеется занимательная глава. О том, что такое «саспенс» и почему Альфред Хичкок никогда бы не взялся экранизировать роман «Преступление и наказание». Хороший пример анализа эпизодических моментов.

Ещё одна западная знаменитость - Митико Какутани - книжный обозреватель в The New York Times 1983-2017. Пулитцеровская премия за критицизм 1998. Для понимания что такое лаконичная рецензия - можете прочитать её отзыв о классическом произведении Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

Также предлагаем прочесть книгу Роберта Макки «История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только». В ней автор подробно рассказывает о структуре истории (побуждающее происшествие, прогрессия усложнений, конфликт, кульминация, развязка); о различии штампа от конвенции жанра, о сущности события, о важности изменения заряда от сцены к сцене; о том, что такое сеттинг и характер персонажа.

Однако нас интересуют конкретно рецензии на аниме. Это сравнительно молодая ниша. Тем не менее она набирает обороты. Зарубежные площадки уже вовсю развиваются в этом направлении (Anime News Network, My Anime List и прочие). К тому же очень занимательны обзоры видеоблогеров на YouTube (Glass Reflection и другие). А теперь давайте перейдём к устройству отдела рецензий на нашем сайте Yummy.

О рецензиях на сайте Yummy

У любого зарегистрированного пользователя есть возможность написать рецензию. Для этого на странице каждого тайтла существует кнопка правее колонки комментариев, переключившись на которую, вы увидите либо имеющиеся рецензии на данное аниме, либо надпись: «Ещё нет проверенных рецензий». В первом случае, вы всё ещё можете написать собственную, даже если у аниме уже есть несколько рецензий. Вам нужно нажать на кнопку «Сообщество» и перейти в отдел «Рецензии». Перед вами откроется каталог опубликованных работ, нажмите на значок «+», чтобы начать. Перед написанием рецензии, пожалуйста, ознакомьтесь с тем, что ожидают от рецензента. Эта фраза, выделенная красным - гиперссылка.

На сегодняшний день минимальная длина текста рецензии для пропуска к проверке равна 250 словам. На выбор вам предоставлена функция отключения комментариев к рецензии. Также вы вольны указывать итоговую оценку или, наоборот, воздержаться от вынесения точного приговора 10-ти балльным рейтингом. Ну и, главное, перед вами расположено окно для ввода непосредственно текста рецензии. Под окошком (отсеком/полем, называйте как угодно) можно мониторить количество напечатанных слов, а также там находятся вспомогательные кнопки-инструменты, в вашем полном распоряжении: выделение, курсив, подчёркивание, зачёркивание, цитирование, прикрепление изображений (рекомендуем использовать jpeg формат файла), выравнивание по левому краю, по центру, по правому краю, масштабирование, подведение линии “конец главы/части”, красная строка, спойлер (пока функция спойлера работает не идеально; плашка не скрывает больше двух строк одновременно и порой возникают проблемы со вставкой туда изображений, но эти недочёты собираются исправить).

После того, как ваш текст готов, необходимо в поле поиска напечатать название аниме, к которому вы написали отзыв (точное наименование, сезон), затем выбрать нужный вариант. Далее вам останется лишь нажать на кнопку, выделенную зелёным цветом, с надписью: «Сохранить», после чего ваша работа отправится в раздел рецензий «на проверке» (этот раздел виден исключительно рецензентам). Не мгновенно, но всё-таки недолго, она будет подвергнута тщательному осмотру и впоследствии либо одобрена, либо отклонена.

Если второй вариант, то обязательно будут указаны причины отклонения с соответствующим комментарием-пояснением и предложением вам пересмотреть и отредактировать свой текст, к тому же у вас будет возможность узнать, какой пользователь-рецензент отклонил вашу работу. Для этого нужно на главной странице сайта нажать на значок колокольчика, где вы увидите уведомление об отклонённой рецензии. Перейдя к уведомлению, вы окажетесь на странице собственной работы и чуть выше комментария-пояснения причин отклонения заметите выделенную красным надпись: «Отклонена пользователем», второе слово надписи является гиперссылкой. Она отправит вас на страницу пользователя-рецензента, там можно написать личное сообщение по вопросам рецензии.

При условии одобрения, рецензия появляется в каталоге опубликованных работ. После того, как она была одобрена, вы сможете отредактировать текст три раза. Когда у вас наберётся 10 одобренных рецензий, тогда отправьте администрации письмо с запросом присвоить вам роль «Рецензент» (Нажмите на значок «Ещё», выберите раздел «О сайте YummyAnime», перейдите к профилю главного рецензента Nord, далее «Написать сообщение»). Пользователи с ролью «Рецензент» могут публиковать собственные работы без проверки со стороны, вдобавок они занимаются ревизией чужих рецензий в отделе «на проверке».

В дополнение: вам необязательно становиться рецензентом, вы можете написать всего одну, если вдруг возникнет желание, а также каталог рецензий всегда открыт перед вами как для простого читателя. У каждой рецензии в каталоге указан автор и в скобках правее никнейма расположена гиперссылка «все рецензии», которая отправит вас на страницу с послужным списком выбранного автора. Читатель может ставить лайк/дизлайк и оставлять комментарии (если рецензент не отключил функцию комментариев).

Достойные примеры рецензий

  1. Рецензия к аниме «Детройт, город металла» от пользователя asuqa - яркий пример того, что не всегда ваш стиль должен вписываться в рамки системы, которой мы рекомендовали придерживаться выше. Автор рецензии не описывает завязку и не рассматривает визуальную составляющую, однако, собственными словами он с высочайшей точностью формулирует аналитику в прозу.
  2. Рецензия к аниме «Перерождение дяди» от пользователя VoldMir - наглядный текст с наилучшим обзором аниме в контексте жанра; ничего лишнего, коротко и ясно.
  3. Рецензия к аниме «Вайолет Эвергарден» от пользователя Nord - это прямо-таки памятник нашего сайта. Смелая попытка автора пойти против толпы и логически доказать свою точку зрения, кропотливо и детально разбирая тайтл, дабы закрыть гештальт от увиденного.
  4. Рецензия к аниме «Я пытался уговорить её в догэдза» от пользователя Ivan - данная работа примечательна размышлением о современных психологических проблемах и морали в теме рассматриваемого аниме.
  5. Рецензия к аниме «Сейлор Мун» от пользователя Uwuooi - здесь автор прекрасно смогла объективно отметить недостатки своего любимого аниме и понятно донести до читателя информацию о том, чего зрителю стоит ждать.
  6. Рецензия к аниме «Выпиваем дома» от пользователя Saya - самый талантливый писатель нашего сайта; его стиль неподражаем, а юмор - льётся рекой; без шуток - поток сознания автора оживляет слова и фразы, и его чтивом можно упиваться вусмерть; кроме того данная рецензия демонстрирует возможность соединять комедийный тон повествования со здравыми выводами.
  7. Рецензия к аниме «91 день» от пользователя ofuser - зачем малевать тонны текста, когда в 38 предложений можно уместить: собственное мнение, описание сеттинга и тематики, поставить вопрос принадлежности тайтла к японской мультипликации, упомянуть рисовку, определить идею произведения и поставить оценку? Именно так и поступил автор этой работы.

«Положение рецензентов аниме на грани абсурда»; доводы за и против

Владимир Набоков называл рецензентов «жалкими писаками». Один автор парижского журнала «Синтаксис» как-то определил «академическое литературоведение как производство плохих текстов о текстах неплохих». Здесь можно провести грубую параллель с любительской писаниной рецензентов, придуманной за 20 минут, о каком-нибудь аниме, над которым месяцами трудились сотни работников студии. Положение усугубляет сложность относительности восприятия японских мультиков. Будет ли читатель с тысячей просмотренных тайтлов всерьёз считаться с мнением рецензента с жалким десятком? Разве не странно прислушиваться к критике рецензента, который ненавидит ваше любимое аниме? Как вообще доверять словам фаната жанра этти? А пользователю, который пьёт по субботам? Бывает, что в голову просачиваются разумные мысли вроде: «Я трачу драгоценное время реальной жизни, уставившись лицом в экран, наблюдая вереницы исекаев, а вы мне предлагаете потеть над формированием своих ощущений от просмотра в текст, соответствующий правилам русского языка? Что за бред?» - и следом, цитата педагога Л. В. Костюкова: «Я для себя так определяю место отрицательной рецензии в современном процессе: подойди к 637-му стеллажу, залезь на 8-ю полку, найди 268-ю книгу. Нашёл? Так вот, не бери её. Негативная ориентация в океане изданий абсурдна»…

…а почему бы и нет? Почему бы не разобрать по косточкам худшее в мире аниме? Сделать это скрупулёзно, от всего сердца, со всем негодованием, чтобы читатель ни за что не вздумал его смотреть. Ведь это весело, убить несколько часов на такое дельце. Или поделиться впечатлениями о тронувшей душу картине. Может быть, ваша рецензия подтолкнёт читателя к зрелищу, которое изменит его жизнь, пусть даже и немного. Или вам просто хочется выразить свои эмоции, попрактиковаться в писательстве, выйти на контакт/интеллигентную дискуссию в комментариях с пользователями нашего сайта. А вдруг рецензирование станет вашим хобби? Возможно, что после обсуждения аниме с другим человеком, вы измените в чём-то своё отношение, узнаете чужую точку зрения.

じゃあね

 

Список литературы

Википедия. Рецензия.

Википедия. Кинокритика (англ. версия).

Рецензия Роджера Эберта к аниме «Унесённые призраками» (англ.).

The Guardian. Джеймс Вуд, рецензия. «О том как Достоевский и Конрад предвидели корни терроризма» (англ.).

Владимир Набоков «Лекции по зарубежной литературе» (см. стр. 48, Джейн Остен).

С. Гедройц «Полное собрание рецензий».

В. Г. Белинский «Мелкие рецензии 1839 года».

Уильям Сомерсет Моэм эссе «Подводя итоги».

Гюстав Флобер. Письма 1830-1880.

Ф. М. Достоевский, письмо к А. В. Корвин-Круковской, 14 декабря 1864 г.

А. П. Чехов, письмо к Ал. П. Чехову, 11 апреля 1889 г.

Митико Какутани «Экслибрис. Лучшие книги современности».


Особая благодарность пользователю NickSoll - за помощь в работе над статьёй.

Avatar
Категория: Статьи
Добавлена: ; (обновлена: )
Автор
Если копируете новость, пожалуйста, оставляйте ссылку на источник.
Комментарии
↑ Наверх