Рецензия к аниме «Сквозь слёзы я притворяюсь кошкой»
Saya
, 561 просмотр
3
1
Сквозь слезы я добавляю данный фильм в список любимого, или сказ о том, насколько сильно визуальная составляющая влияет на восприятие того или иного произведения.
Внимание! В тексте раскрывается основной фундаментальный сюжетный посыл, без внимания к нюансам и тонкостям, я не могу назвать это спойлером, но если вы хотите смотреть данную полнометражку совсем с чистого листа - рекомендую сперва с ней ознакомиться, а уже затем читать.
Внимание #2! Чтение не рекомендуется фанатам Макото Синкая, так как здесь будут приводиться аналогии, которые могут нанести непоправимый вред оным, вызывая приступы ненависти и гнева!
Свое погружение в мир полнометражных аниме фильмов я, как и многие - начинал с того, что мне советовали. А советовали мне, в основном - именно произведения Синкая, начиная с «Голоса далекой звезды», и заканчивая таким хитом вселенского масштаба, как «Твое Имя». Не буду скрывать, мне некоторые его работы нравятся, правда, но в то же время заметил особенность: чем выше уровень рисовки в картине Макото - тем выше итоговая оценка. И такое ощущение, что именно визуал больше всего влияет на то, сколь высокой она будет. Шутка ли, «Судзуме», при просмотре которой у меня была легка паника относительно ментального здоровья ее создателей - на сегодняшний день имеет оценку 8.69 и 29-е место в топе Юмми соответственно. «Дитя Погоды» - 8.66 и топ 13. Красиво? Бесспорно. Дорого? А то! Но как история о табуретке и паре предприимчивых подростков, которые для утоления своего эго и хотелок - погребли под тоннами воды целую столицу Японии, тем самым обрекая многих на страдания - смогла подняться так высоко? Тут, на самом деле - варианта два: я либо ничего не понимаю и не смог постичь ту глубинную мысль, несущую нам автором, ну или все намного прозаичней и визуальная составляющая банально взяла верх над сюжетом. Очень хочется верить именно в первый вариант, потому как, в противном случае, все скатывается к тому, что, образно - книгу оценивают по обложке и иллюстрациям, пропуская саму суть.
Чем то данный тренд мне напомнил прокат фильма Т-34, где на протяжении всех полутора часов с небольшим - происходила самая настоящая лютая дичь, начиная с необъяснимо лояльного отношения к некоторым заключенным концлагерей, и довершая фактом, что фрицы банально не проверили трофейный Т-34-85 на предмет боекомплекта. Пахнет в нем, видите ли, и тела выгружать - не царское дело. Зато слоумо, взрывов и динамики - хоть отбавляй, и вот идут титры - все хлопают, а кто-то даже плачет!
Настолько уникальный, что является прямым ремейком советского «Жаворонка». Но там же все черно-белое, да и заканчивается он не столь духоподъемно, а главное - нет Александра Петрова концлагерной любви, ведь что там еще можно делать, кроме как влюбляться, правда ведь?
Minustime. Да, я считал и продолжаю считать подавляющее большинство работ Синкая - сильно переоцененными, которые выбиваются на лидирующие позиции в основном из-за фантастической рисовки, а не за счет глубокого и продуманного сценария, интересных и хорошо раскрытых персонажей или, например, сумасшедших поворотов сюжета. Потому как иначе мне не понятно, как можно на протяжении часа рассказывать о подростковой любви, а затем повествовать, что один из возлюбленных - тупо забил на свою пассию, из-за чего она выбрала другого. А он еще, видите ли - удивляется и страдает при этом, будто ожидал чего-то другого.
Но вернемся к сути. Из полного метра я предпочитаю жанры романтики и драмы просто потому, что уместить в 1.5-2 часа эфирного времени какой-нибудь полноценный исекай, триллер, детектив или боевик - вряд ли получится, а это - пожалуйста. Также есть правило: добавлять в любимое то, что вызывает какие-то эмоции, к примеру: простенький «Тоннель в лето. Выход прощаний», несколько душный, но душещипательный «Укрась прощальное утро цветами обещания», ну или попсовый «Вайолет Эвергарден». Можно сколько угодно строить из себя брутального мужика, но данные картины и правда очень трогательны и способны вызвать пусть не слезы, но эффект кома в горле у многих.
«Сквозь слезы» же зацепил меня несколько иным. Сопереживание - да, умиление котиками - разумеется, ожидание развязки - тоже, пусть она и читается, но вряд ли эта картина сподвигнет вас рыдать и биться в сентиментальных истериках. Что тогда? Сюжет и его подтекст. Он невероятно банален и избит: школьная любовь, неловкие намеки, нерешительность, игнорирование главной героини в ее начинаниях. Однако, как говорится - есть нюанс. Все это происходит с человеком, который практически с рождения не знал, что такое любовь. Ранний развод родителей, беспечная мать, которая решает свои проблемы вдали от ребенка. Отец, мысли которого заняты, в основном, новой пассией, а не дочерью. Наконец, сама героиня, Миё, по прозвищу Чудилка - невероятно открытый, искренний, дружелюбный и простой "как здрасьте" человек. Несмотря на, казалось бы, очевидные плюсы характера - одноклассники ее сторонятся, считая странной и не от мира сего, да и прозвище это подтверждает. При этом сама героиня стойко переносит проблемы и невзгоды, копя обиду, отчаяние и грусть внутри себя, оставаясь для всего окружающего мира веселой и жизнерадостной. Но никто даже и представить себе не может цену этой беззаботности для окружающих. Узнали себя отчасти? Или своего одноклассника, сокурсника?
Существует такой редкий талант - передавать мощь драмы через призму комедии. Данный фильм - яркий представитель воплощения этого таланта в жизнь. История повествуется настолько легко и беспечно - что осознание внутренних страданий героини приходит не сразу, но когда момент настает - достаточно увесисто отзывается в сердце. Несмотря на моду с распусканием слез, красиво скатывающихся с щек и носа, чем нынче грешат многие по поводу и без - тут же, если не ошибаюсь, соленая субстанция появляется всего лишь раз. Притом она полностью оправдана тем фактом, что в конкретный момент обрывается последняя нить, удерживающая Миё в этом бренном мире, наполненном непониманием и несправедливостью по отношению к ней. Спешу огорчить суицидолюбов - тут не будет лезвий, порезанных рук, крови и прочих атрибутов отчаявшегося человека, все будет милее - просто превращение в котика. И я, как ярый хейтер мистики, волшебства и прочих сатанизмов - вынужден признать, что данный художественный акробатический этюд полностью уместен, добавляя ту изюминку, на которой построена вся глубина сюжета.
Ну и куда ж без минусов. Пожалуй, первый час фильма претендует на уверенную если не десятку, то девятку с плюсом. Экспозиция, завязка, развитие эпизодов, легкий юмор - все прекрасно, как мне кажется. Кульминация, если воспринимать классическое сюжетное времяисчисление - начинает смазываться. Развязка же с финалом мне слегка не зашла. Слишком много мистики и какой-то феноменальной помощи мира героине, который, к слову, до этого момента откровенно забивал на ее чаянья и желания, а тут все раз - и объединились. Да, тем самым хорошо передается контраст этого мира и та догма, что за черной полосой - непременно настанет белая, но то только в книжках. Вот в этой книжке так и происходит, хотя, как по мне - тут просто напрашивается отсутствие хэппи-энда, который моментально добавил бы столь недостающей драматичности и фатализма, как в той же «Тетради Смерти». Но PG-13, так что все должно быть канонично. Спасибо хоть за то, что герои не темнокожие, ну и без ЛГБТ обошлось, потому как в создании фильма напрямую замешан Netflix, что вызывало некие опасения.
Ну и возвращаясь к теме из начала моего повествования о визуальной составляющей. Можно сколь угодно много говорить о том, что персонажи нарисованы именно так в угоду самого рассказа, что глубина прорисовки и внимание на деталях не нужны, дабы не отвлекать зрителя ненужной яркостью и мишурой, но будем честны: будь рисовка красочней и красивей - оценка фильма была бы выше минимум на половину балла. Она не плохая, она очень простенькая. Причем касается это исключительно действующих лиц в облике человека, игнорируются даже тени от ниспадающих волос, что выглядит плоско. И я бы понял, будь это фильмом 2006 года, как, например, в «Девочке, покорившей время», но это 2020 год! При этом на фоне - отличная, качественная, живая и сочная 3D графика, прекрасные пейзажи, природа, вода. Да даже кошки нарисованы просто на уровень выше, нежели люди. Почему так? Я не нашел ответа.
По итогу имеем неординарное кино с банальным для аниме финалом, главную героиню с сильным характером и сложными жизненными обстоятельствами, а так же весьма посредственный объект ее вожделения. Рекомендую ли кому-то посмотреть? Непременно, но не каждый получит удовольствие. Во-первых - нужно любить подобные жанры, во-вторых - иметь терпение и не обращать внимание на откровенно слабо нарисованных персонажей и некоторую тягучесть сюжетной линии. Ну и, наконец - важно располагать таким чувством, как сострадание, в противном случае вряд ли основной посыл хоть как-то дойдет до вашего сердца, а фильм покажется скучным и непонятным. В остальном - есть CoMix Wave Films и дядюшка Макото. И не закрывайте титры сразу после просмотра, они весьма трогательны и милы, честно.
Извиняюсь за сумбурное повествование. Писать о полнометражках - несколько затруднительно, шаг вправо, шаг влево - и спойлер. Да и писатель из меня такой себе.
Спасибо за внимание :)
Комментарии