Рецензия к аниме «Крестные отцы Токио»

dvd_kun
, 349 просмотров
0
Tokyo Godfathers

Часть 1

Рецензия

Рождественское чудо заказывали?
Трое знакомых: бомж, трансвестит и беспризорница, - обнаруживают младенца на мусорке Токио. У каждого из бродяг своя драма, и их разные взгляды на ситуацию приводят к цепочке невероятного количества совпадений.

Трудно представить более обречённое положение для новорождённого существа. Оказаться холодной декабрьской ночью на задворках цивилизации в компании отбросов, чей образ жизни не имеет ничего общего с питанием и отдыхом. Антисанитария, вонь, голод, пение мужика с женоподобными манерами вперемешку с философствованием пьяницы и ворчанием трудного подростка; забудьте про ёлки, гирлянды, мишуру и красиво завёрнутые подарки, здесь нет домашних посиделок за столом с оливье и запеченной индейкой или традиционной новогодней атмосферы. Однако вы вряд ли где-то ещё найдёте зрелище, настолько пропитанное этим самым рождественским чудом.
Случайности намеренно возведены сценаристами в абсолют, но рояли в кустах не выглядят нелепо, наоборот, как ни парадоксально, гармонируют с данным повествованием, хоть и удивляют. Таким образом автор гениально использует штамп рассказа истории в свою пользу, протестуя против классических принципов сюжета; и не важно: была у него подобная цель или это следствие художественного процесса, всё равно - перед нами уникальный проект контркультуры.

Image
Тем не менее быть полностью независимым от общих методов невозможно. Тематика «Крёстных отцов Токио» акцентируется на семейных ценностях, диалоги строятся на разглагольствованиях о трудностях судьбы и на банальных эмоциональных колкостях в сторону собеседника, а юмор основывается на иронии и внезапности.

Визуал весьма неплох даже 20 лет после выпуска. Конечно, монтаж не на уровне «Идеальной грусти», но режиссура хороша - Сатоси Кон и студия Madhouse - могут, умеют, практикуют. Первая половина фильма кажется просто приемлемой в плане картинки, к ней привыкаешь, затем примечаешь её своеобразную красоту. Эта работа с оттенками, температурой, освещением, баланс насыщенности, - словно анимация живописи.

Image
Музыкальное сопровождение скудное; в оригинальной озвучке ещё можно расслышать эпизодические мелодии по радио, но в дубляже это почти не играет роли. Никаких джингл беллс и мэри Кристмас, максимум - хоровое пение. Перевод и субтитры несколько разнятся в мелочах. Интонации переданы довольно нормально, голоса действующих лиц в порядке, в какой-то степени приятные.

Теперь меня тянет рассудить целесообразность характера «Крёстных отцов Токио». По сути нам демонстрируют дугу от никчёмной личности к осознанию ответственности за собственную жизнь посредством чуда. Правда чудо не является причиной изменений, а лишь побуждением к рефлексии. Сперва думаешь, что было бы здорово, если бы в реальной жизни такое случалось, но достойна ли в действительности подобная метаморфоза? Ведь добродетель есть воля к нравственности, сражение с собственными пороками; здесь же отсутствует настоящее усилие и персонаж приходит к ответственному состоянию из-за подачек судьбы. То есть персонажами не приходится восхищаться, да и сопереживать им не совсем легко; это не значит, что их не раскрыли, нет, их можно понять, они слишком человечны, только раскрытие - заслуга сюжета, а не их образов. Персонажи сами по себе тут обыкновенны. И эта жертва принесена Сатоси Коном, автором, который рассматривал в «Идеальной грусти» проблему взросления, поиск себя, кризис идентичности; он и в «Крёстных отцах Токио» затронул идею изгоя и одиночества. Из чего я делаю предположение и называю режиссёра данного произведения блуждающим среди силуэтов и смыслов путником. Он талантлив в изображении, но с сегодняшнего дня я сомневаюсь в его способности одухотворить предмет. Он, как Достоевский, психологический мастер; и разве «Тварь я или право имею» не модернизированный отголосок «Быть или не быть»? Я к тому, что сомнительно принимать творение автора-скитальца ни за что иное, как за красивую сказку. Если «Идеальная грусть» была кошмаром, то рождественская сага о трёх бомжах - мечтательный сон.



Часть 2
Комментарии со спойлерами
1 2 2 5
Число всплывает повсюду. Это отсылки на двадцать пятое декабря. Ключ камеры хранения, номер такси, радиоволна, время на часах (на 54-й мин), адрес Синкото 1-2-25, квартирный комплекс «Счастье», кв. 203.

На 8-ой минуте позади Ханы можно заметить плакат «Perfect blue», после чего камера меняет вид кадра, мотоцикл сбивает парочку пешеходов, плакат всё ещё виден через дорогу.

Насчитано значительных совпадений: 8 (ключ+фото+визитка/маршрутка+молоко+кладбище/босс якудза+свадьба+разборки/полумёртвый дед+башни+лотерейный билет/башня ангела/авария скорой+больница+Киёко/суицидница/поток воздуха).
Итоговая оценка:
7 / 10 хорошо
Комментарии
↑ Наверх