Рецензия к аниме «Кланнад»

Saya
, 557 просмотров
0
Что вы знаете о визуальных новеллах? А о сериалах, снятых на их основе? На ум приходит не так уж и много работ, не так ли? На самом же деле - их сотни. В одной лишь статье на Шики я насчитал более 150 подобных творений и, уверен, это далеко не предел. К этому списку нужно отнести и «Кланнад», сериал, который, по мнению многих - является одним из самых тяжелых, драматичных и трогательных аниме вообще в принципе. Уточню, что это не мое мнение, а комментаторов с разных ресурсов, но, справедливости ради - они не так уж и далеки от истины, наверное. И знаете, мне тоже захотелось высказаться по этому поводу, но сперва...

Image

Visual Novel

Сперва предлагаю в целом поговорить о таком явлении, как визуальная новелла. Что это, для чего и почему подобный первоисточник, как правило, неимоверно трудно экранизировать. Заслуженные эксперты в этой области - могут без каких-либо угрызений совести пропускать данную часть, но вот людям, слабо знакомым с подобным понятием - вникнуть стоит, потому что это действительно важно в разрезе «Кланнада» и возможности ответа на интересующие вопросы, которые у многих могут появиться в перспективе. Если в двух словах - то это книга в формате игры, где геймплей, в большинстве случаев, представлен диалогами или размышлениями, как в виде текста, всплывающего на экране, так и вместе с озвучкой, сопровождаясь визуализацией происходящего. Изначально термин плотно ассоциировался с хентаем, эроге и прочим непотребством, в котором, кроме оголенных тел тяночек, аркады и симулятора секса свиданий - не было ничего. Первыми из более-менее популярных игр жанра можно считать такие работы, как «Lolita: Yakyūken» и «Joshi Ryou Panic» (и то, и другое - нехитрая эротика, разумеется, если это можно так назвать), но полноценное открытие портала сюжетных визуалок отсчитывается ценителями с «The Portopia Serial Murder Case», вышедшей для NEC PC-6001 в 1983 году. Выглядело это все примерно так:

Image


Ну и, как говорится - понеслось, жанр набирал популярность, продажи росли, а конкуренты не дремали. Постоянно развитие привело не только к засилью подобных игр, но и распаду жанра на подтипы:

- Date-sim. Из названия уже понятно, где собака порылась. Под "симулятором свиданий", зачастую, скрывался лютый, жесткий и неприкрытый хентай, а не посиделки в кафе за чашечкой латте с досужими беседами;
- Кинетические новеллы, то есть линейные игры, в которых играющий человек никак не влиял ни на сюжет, ни на последовательность прохождения, оставаясь лишь наблюдателем и статистом;
- Смешанный тип, когда визуальную новеллу дополняли другие жанры: экшен, RPG, мини-игры и прочее;
- И, наконец - сюжетные новеллы, классический вариант того, что, в основном, экранизируется посредству аниме. Самый популярный в последствии и самый интересный вариант воплощения продукта для конечного пользователя, который не только постигал сюжет во время прохождения, но еще и прямым образом мог влиять на происходящее.

Как несложно догадаться - первую тройку мы откидываем, заостряя внимание именно на "сюжетках". И тут вновь не обойтись без ремарки, дабы все встало на свои места. За редким исключением - такие игры имеют строгую структуру, которую можно выразить приблизительно подобным графиком, плюс-минус:

Image
Оговорюсь сразу, что это не догма или истина, но в большинстве случаев все выглядит именно так. Главный герой по пунктирным линиям, называемым рутами - движется по сюжету, встречая в каждом из них персонажей, с которыми должен взаимодействовать по ходу пьесы. После достижения определенного результата - вас поставят перед фактом: либо по черной линии проследовать к одной из нескольких концовок, открывшейся ввиду ваших прошлых заслуг при остальных заблокированных, либо пустит по пути "абсолютного" или "истинного" финала, в котором возможны побочные действия для завершения игры, обозначенные зеленым. То есть это - типичное строение ВН, но окончательная структура, как всегда - будет зависеть лишь от разработчиков. В нашем же случае нам необходимо обратить внимание именно на красную линию.

Теперь вернемся к рассуждению о том, почему подобные первоисточники крайне сложно экранизировать. Все дело в том, что перед режиссером встает вопрос: как все это дело перенести на экран, сохранив целостность? Разумеется, что можно дотошно скопировать абсолютно все, что было в игре, но, во-первых, это будет выглядеть несколько скучно и неестественно, а во-вторых - займет огромное количество хронометража. Остальные варианты выглядят примерно так:

- Брать определенный рут и вложить силы только в него;
- Попытаться объединить все руты в одной истории;
- Создавать несколько отдельных сериалов под каждый рут;
- Ограничиться основным сюжетным посылом, приводящим к абсолютному финалу, опуская многие подробности.

Именно последний вариант был избран в качестве стратегии для экранизации «Кланнада» и именно это может вызывать определенные вопросы во время просмотра, однако данные вопросы отпадают, если перед поглощением аниме - подкрепиться непосредственно новеллой. Дело в том, что при том подходе, который выбрали авторы - неизбежно теряется и часть оригинальной истории, а если пытаться ее вплести насильно - то она будет казаться, скорее всего, чуждой и непонятной. Так как я не особый ценитель подобных игрушек, а вопросы по некоторым моментам имел - пришлось разбираться окольными путями, выводами из которых с вами и поделюсь ниже. Вводная часть окончена, можно выдохнуть.

«Clannad». Рецензия.

Сериал начал выходить на телевизионные экраны осенью далекого 2007-го года, в который, как известно, никто не сможет вернуться. Всего насчитывает два полноценных сезона, несколько спешлов, плюс полнометражный фильм. Снят известной и явно не зря кушающей свой хлеб студией Kyoto Animation под руководством Исихары Тацуи, который в разное время был замечен за такими работами, как «Исчезновение Харухи Судзумии», «Кобаяши и ее горничная-дракон», «Эуфониум», «Чудачество любви не помеха» и многими другими. Первоисточником, как мы уже знаем из информации выше - стала визуальная новелла японской компании «Key», позже участвовавшей в создании игры по мотивам аниме «Ангельские ритмы», а также известной по другим своим экранизированным новеллами: «Планетарианка», «Высь» и «Канон».

Image


Внимание! Спойлеров нет!

Дело разворачивается, вы не поверите - в обычной японской старшей школе, которую главный герой, Томоя Окадзаки - ненавидит всем сердцем. Как и этот маленький городок, в котором живет с отцом-пьяницей. Да что уж мелочиться - как и всю свою жизнь, видящуюся ему скучной, бессмысленной и пустой. Многое меняется при встрече со странной и нелюдимой девушкой, Нагисой Фурукавой, которая придерживается диаметрально противоположных взглядов на жизнь, хотя трудностей имеет явно не меньше. Именно эта встреча и положит начало глобального изменение главного героя как личности, его отношения к внешнему миру и окружающим его людям.

С первого взгляда можно подумать, что сериал - типичный проходняк о подростковой романтике, дружбе и школе, сдобренный щепоткой фантастики, приплетенной сюда ради пущей зрелищности, и кажется, что ничего нового вы для себя уже не откроете, особенно если за спиной - несколько сотен не самых последних тайтлов, а этот вы постоянно откладывали и только сейчас о нем вспомнили. Но я спешу уверить всех, кто имел подобное мнение по первым сериям: вы глубоко заблуждаетесь. «Кланнад» намного громадней если не сюжетно, то эмоционально, нежели кажется в дебюте. Я нисколько не преувеличу, если скажу, что фильм вовсе не о подростках, держании за ручку и тому подобном, он - о жизни. О настоящем взрослении, настоящей радости, настоящих трудностях и настоящей трагедии. О том, как можно сломаться, но не сдаться. О том, насколько наша жизнь может быть непредсказуемой и коварной. А еще он очень не любит нетерпеливого зрителя и выплюнет его уже к середине первого сезона, пережевав в порошок. Вы должны буквально страдать, терпеть и ждать кульминацию. Я практически уверен, что она вас накроет с головой, вмажет по вашим чувствам и восприятию так, что особо впечатлительные будут еще долго отходить от увиденного, но развлекать зрителя на протяжении всех серий - никто не обещал. Если вас это не пугает, а также не страшит ощущение опустошения, эмоциональной встряски и чувства, что режут без ножа - терпите. Оно того стоит.

Крамола в том, что у аниме, на мой дилетантский взгляд - весьма слабый сюжет. Нет сумасшедших авантюрных поворотов истории, предательств, подковерных игр, антагонистов и прочих "генераторов серий". Вы просто, по сути, будете наблюдать за тем, как главные герои превращаются из наивных, безмятежных и веселых детей - в угрюмых, уставших, но определенно реалистичных взрослых, с их насущными проблемами, страхами, комплексами, надеждами и знакомством с самым ужасным, что есть в этой жизни - потерями. Конечно, будут и шутки, и не самые плохие диалоги - однако это лишь разогрев. «Кланнад» и правда неимоверно тяжелое аниме, которое даже меня, человека не особо эмоционального и совсем не сентиментального, можно сказать даже черствого - заставило прочувствовать ощущение кома в горле. Пожалуй - это самое эмоционально жуткое и страшное, что я видел за все время в принципе. И, наверное, хорошо, что данной жути отведено не так много эфирного времени. Ну и, как мне кажется - сериал точно не для детей и даже не для подростков. И я не про эротику или расчлененку, это смотрите на здоровье! Просто если вам 14-16 - велик шанс, что выводы будут сделаны ложные. Хоть и все равно проймет неслабо. Потому смотреть это лучше со сформированным мозгом и пониманием, не в обиду кому будет сказано.

Image

Рисовка великолепная. Может быть немного непривычным изображение женских персонажей, глаза которых размером с половину лица, но это ощущение со временем проходит и вы свыкаетесь. В остальном, даже без учета года выпуска - прекрасно. На кадрах не экономили, пролеты плавные, детали и фоны - насыщенные  и реалистичные, а еще - режиссура. Наверное, я впервые вижу, как в аниме придают столько внимания именно постановке кадра и визуальной передаче момента посредству динамических переходов. Ну прямо отлично, правда. После первых серий я задавался вопросом: как так получилось, что творение 2007 года - просто на две головы опережает некоторые современные работы? Ну вот почему в том же «Ненасытном берсерке» 2023-го - все дерганое настолько, что есть риск схватить приступ эпилепсии, даже если ей не страдаешь..? Ладно, проехали. 

Со звуком чуть хуже. Во-первых - "новельная" музыка слишком нейтральная и чересчур фоновая, хотя уместная. Из особенностей могу отметить странное ощущение, что некоторые мелодии, в особенности 月の位相 - вызвали у меня лишь одну ассоциацию - с порнофильмами из 00-х. Впрочем, это, наверное, моя сугубо личная проблема уже. Звуки окружения не такие сочные, как могли бы быть, довольно смятые, что ли. Ну и довершают все переводы. Вариантов не много: одноголосый от AniDUB, или многоголосый от MiraiDUB. Первый я даже не рассматривал по понятным причинам, а второй - крайне невыразительный. Чрезмерный писк, зачастую недостаточные эмоции при озвучке женских ролей... В общем - переводы реально портят впечатление от картины и если вы способны воспринимать субтитры - то это ваш выбор, притом правильный.

«Clannad». Main Root.

Внимание! Далее следуют прямые сюжетные спойлеры, а также субъективное мнение автора, которое может не совпасть с вашим, особо объективным и единственно верным! Потому попрошу покинуть сие злачное место детей, беременных женщин, а также тех, кто не смотрел сериал, но имеет желание!

«Кланнад». Как много в этом слове... Я знал, что это мощная драма, знал, что присутствуют элементы романтики, слышал хвалебные отзывы к данному аниме, потому предвкушал просмотр и надеялся, что сюжет меня поглотит. Это же вот прям мое, родное! Увы, я жестоко ошибся. Если брать затянутые тайтлы, где нужно собрать все свое терпение в кулак и надеяться на то, что дальше будет лучше - это один из них. В принципе - сериал можно смело поделить на 3 части: школьные годы, переход во взрослую жизнь и кульминацию с финалом. Начнем с первой - это типичная повседневка, да к тому же весьма унылая и скучная, если быть откровенным. Школьные кружки, фестивали, учеба, и, внезапно, гарем, который в жанрах не указан. Ничего важного и критичного сюжетно не происходит, натуральное переливание из пустого в порожнее. Конечно, несколько неплохих арок присутствует, таких, как отношения Томои с отцом, ну и удобоварим сам финал первого сезона, но на этом все. И чтобы вы понимали, о чем я говорю - даже романтика начинает робко проявляться лишь к восемнадцатой серии. Понимаю, что это отголоски того, что первоисточником является ВН, ведь, зачастую, многие произведения, основанные на подобном - крайне тягучи. А сезон, я напомню, состоит даже не из 12, а из целых 24-х серий! А раз я их смотрел, то можно и разобрать некоторые моменты, иначе для чего вообще это все было? Так что от рецензии - плавно переходим к обзору.

Image


Главный герой, Томоя Окадзаки - в депрессии. Жизнь у него не сахар, мама погибла, отец на фоне этого запил, он предоставлен сам себе и не видит ни перспектив в этой жизни, ни каких то целей, к которым стоит стремиться. Типичный разгильдяй, как он сам себя называет. В школу ходит только потому, что делать особо нечего, но посещает ее на добровольных началах: захотел - пришел, надоело - до свидания. И вот во время очередного похода в учебное заведение - ему на глаза попадается странная ученица, которая стоит на тротуаре и кричит о булочках, вместе с признаниями в любви к школе. Томоя удивился, но решил с ней заговорить, хотя выглядела Нагиса в тот момент явно не особо здоровой для постороннего человека. Вот с этого момента и начинается история, а также знакомство зрителя с персонажами, коих среднее количество.

И это будет первым камнем в огород сериала от меня: большинство из них похожи друг на друга, первые серии я их путал и не понимал, кто есть кто, благо чего-то важного они не заявляли. Различать приходилось буквально по оттенкам фиолетового. Но это не страшно, хуже другое - половина героинь выглядят и ведут себя так, будто они натурально умственно-отсталые, с приличным таким лагом в развитии, они даже разговаривают очень медленно и натужно, что ли. Нарочитая наивность, застенчивость, и тембр голоса, будто у умирающего журавля - лишь усугубляют положение. Причем больше всех в подобном поведении преуспевает именно Нагиса, и пусть она по сюжету слаба здоровьем, но, вроде, не ментально. Короче - я ее сразу невзлюбил. Ну кринж же! Напомню, что речь идет о выпускном классе японской школы, то есть старшеклассницах, а если быть точнее - то о 18-летних девушках, ибо в Японии учатся не 11, а 12 лет, а поступают в первый класс в 6. А в случае с главной героиней - она еще и второгодка! Вы видели таких старшеклассниц? Я - нет, и слава богу. Но на этом удивления от знакомства не заканчиваются: вторая половина персонажей женского пола - сперва кажутся нормальными, внятно формулируют мысли, их поведение соответствует возрасту... Но впечатление это обманчиво. Ибо по итогу они предстают какими-то монстрами, которые одновременно получили мастера спорта по боевым искусствам, сдали нормы ГТО, но в это же время возненавидели всех мужчин и жестоко их отоваривают. Не знаю, возможно, что в каком нибудь комедийном сенене это и выглядело бы забавно, но от данного творения я ждал немного иного. Вдобавок ко всему - бросается в глаза излишне формальное отношение к взрослым, которые их окружают, начиная с родителей, и заканчивая учителями. Общаются они с ними чуть ли не как с другом, с которым только вчера пили пиво в подъезде. И это в японском то мультфильме, где уважение к старшим возводится в ранг чего-то священного. Хотя не исключаю и того, что это особенности весьма посредственного перевода.

Помимо основного повествования - будут спойлеры из так называемого "скрытого мира", на который зрителю стоит обратить внимание во время просмотра, несмотря на ту странную ауру, окружающую его в первом десятке серий. Это то, в чем будет таиться разгадка и то, чему в визуальной новелле уделено куда больше времени, нежели в аниме.

Image


Первая и последняя шутка, с которой я вскрикнул - была от Котоми, очередной девушки, которая выглядит "особенной". Являясь книжным червем и признанным школьным гением - она сближается с компанией главного героя и начинает свою арку, которая окажется хоть и трогательной, но весьма средней и затянутой. Все время очень желает сойти за свою, потому пытается шутить и вставлять словечки, думая, что это забавно. После нескольких провальных попыток - заявляет, что сейчас-то точно все будет, ведь она видела это по телевизору! Выходит в центр зала, показывает пальцем на локоть и говорит:
- Здесь - начало!
Затем берет в ладошки щечки и заявляет:
- А тут - кончало!!!
После чего сгибается в три погибели, краснеет и смеется. В гордом одиночестве. Хотя нет, я ей таки составил компанию, уж не знаю почему, но ни о чем таком я не подумал, это вы сами домыслили!
Логика, кстати, тоже порой пасует, как вам такое: за одной из подруг Томои ведут слежку, за ней ходит по пятам подозрительный мужчина средних лет, одетый как шаблонный шпион или маньяк, от которого беднягу уже пару раз спасают в течение дня. Наступает вечер, и... Ее даже никто не попытался проводить до дома. Все настолько заняты школьными хлопотами, что особо и нет дела как-то до одноклассницы. Одной больше, одной меньше, так ведь? Или, например, чувственная речь Нагисы перед друзьями о том, что без них она не смогла бы ничего сделать! Так и хочется ответить: алло! Очнись! Ты ничего и не сделала! Ну или ремарка от отца главного героя, что сын должен решать все сам, отчего Томоя и Нагиса дико ущемляются и заявляют, что он ему больше не отец! Да я бы куда больше расстроился, если бы каждый мой поступок в таком возрасте контролировали, ведь подростки жаждут свободы и самостоятельности, разве нет?

Примерно так и будет проходить 23 серии первого сезона из 24 возможных, без преувеличения. Во многом ни о чем, с перебором банальности и наивности. Типичная школа, типичные ученики, которые возрождают драмкружок, типичные, во многом надуманные проблемы, участие в типичных спортивных состязаниях, где в одну из героинь вселяется Харухи Судзумия и она начинает просто рвать и метать, вне зависимости от вида спорта, типичная мотивация стать главой школьного совета, потому как это остановит вырубку сакуры (да, вот так просто, а вы что думали?). А еще все очень добрые. Настолько, что аж приторно становится. Родители Нагисы, учителя, случайные прохожие. Какой-то отдельно взятый идеальный мир.
Более того - будет гарем! Да, рудиментарий первоисточника. Максимально нелепый и ненужный, но он есть! Как думаете, как он устроен? Очень просто! Именно на последнем годе обучения и именно в главного героя - влюбляется, ну или, как минимум - проявляет особую симпатию вся доблестная компания, кроме его закадычного друга, спасибо и на том. При этом ничего сверхъестественного он для этого не делает, все происходит само по себе, как это обычно и бывает. И даже Кё, которая половину сериала сватает Томое свою сестру-близняшку Рё, оказавшись запертой по воле сюжета в амбаре с главным героем - готова ему отдаться.
Надо ли говорить, что закончится все школьным фестивалем и театральной постановкой от возрожденного драмкружка. К ней, кстати, у меня претензий нет, все сделано трогательно и симпатично. Чего не скажешь об остальном наполнении первой части. Еще в этой круговерти нужно не упустить одну важную вещь, а именно - рассказ о городской легенде, где, по поверьям - человек, увидевший яркое свечение в небе, похожее на огонек - может загадать желание и оно обязательно исполнится. Это важно и я держу в курсе, если во время просмотра вы вдруг упустили этот момент.

Image

В общем я совру, если скажу, что получил удовольствие от просмотра первого сезона. Я получил раздражение, помноженное на скуку. Персонажами не проникся, скорее они меня злили, даже главный герой под конец начал отчетливо бесить, потому как ни разу даже не попытался вступиться за своего лучшего, давнего и, по сути, единственного друга, Ехэя, над которым издевались и смеялись все, кому не лень. Вместо того, что бы это остановить или хоть как то сгладить ситуацию, протянуть руку помощи - лишь подливал больше масла и смеялся с остальными. Я бы не хотел себе таких друзей.

Прозвучит спорно, конечно, но те, кто не переносит тягомотину - могут пропустить первую часть сериала вовсе. Вы, конечно, потеряете какую-то часть сюжета, но уж точно не основную. Просто имейте в виду:

- История про огоньки, выполняющие желания;
- Данность того, что Нагиса - слаба здоровьем, а Томое - в депрессии и его ничего не радует;
- Томоя признается в чувствах Нагисе, на что она отвечает согласием;
- Посмотрите 24 серию, дабы иметь хотя бы поверхностное понятие о "скрытом мире", потому как в дальнейшем - отсылки к нему неизбежны.

И это все, что действительно важно за все 24 серии. Без шуток.

«Clannad». After Story.

Как следует из текста - в первой части нужной и важной информации для зрителя было немного, но тому есть объяснение, которое я привожу уже не в первый раз: первоисточник в виде визуальной новеллы. Именно до этого момента экранизировалась ее первая часть с разнообразными рутами, которая связана практически со всеми девушками, окружающими Томою, а странно выглядит она, в основном, потому, что нам не рассказывается главное, то, ради чего главный герой должен проходить эти руты. И как вы уже догадались, пройдя их один за другим - Окадзаки фармил то необходимое нечто, что изменит коренным образом всю концовку. Подвох в том, что это нечто есть лишь в новелле, а в сериале, во-первых - видоизменено, а во-вторых - этому аспекту предано слишком мало внимания. Просто держите в уме ту городскую легенду, о которой я писал выше.

Image


Что ж, побочные сюжеты, представленные школьной жизнью, драмкружком и подростковым дурачеством - практически позади, и сериал настолько плавно, насколько это возможно - перемещает нас на путь той самой истинной концовки. И если первая часть аниме затрагивает лишь выпускной год и события, связанные с ним, то After Story расскажет о жизни на протяжении долгих семи лет, если я ничего не путаю. Первые серии все еще имеют отголоски зачатка сериала, но чем дальше будет продвигаться по ходу истории зритель - тем меньше продолжение будет походить на самого себя. И вот мы переходим ко второй части, взросление. Правда произойдет оно не одновременно со всеми, ибо Нагиса вновь заболела перед выпускным и снова осталась в школе, уже на 3-й год, а друзья, выпустившись - практически вовсе исчезнут из поля зрения, разбредаясь по своим личным делам. Для манги или ранобэ это выглядит странно, но здесь наше внимание будут фокусировать лишь на главных персонажах и финале, плавно и дотошно подводя к нему без всего лишнего и отвлекающего.

Арки, включая побочные - становятся намного приятней. История с Ехэем и его сестрой, расставание Томои с отцом и его решительность перед родителями Нагисы, дабы они дали добро на их совместную и самостоятельную жизнь. Разве что все еще можно получить кринжа с истории о неких бандах, которые мало того, что выглядят несуразно, так еще и не ясно, какую смысловую нагрузку должны были нести в принципе. Видимо, данный контент просто не уместился в первый сезон. Так или иначе, спустя всего год - из обычного и ничем непримечательного ребенка - главный герой перерождается в такого же обычного взрослого. Его уже не заботят драмкружки или опоздания на урок, а что у него в бенто - не особо важно. Пусть там будет хоть что-то. Однако одно значительное отличие между ним прошлым и настоящим - есть, теперь он имеет понятную и логичную цель: заботиться о своей возлюбленной и содержать новоиспеченную семью. Несмотря на все тяготы, усталость и отсутствие свободного времени - Томоя идет к своим стремлениям несмотря ни на что, готовый к любым трудностям, ведь сам он не успел познать, что такое полноценная и благополучная семья и теперь способен разбиться в лепешку, но дать это ощущение тем, кто его окружает. Нагиса же, наконец, оканчивает школу, но не заводит Тик-Ток или Инстаграм, а помогает своему суженому чем может: работает официанткой в скромном кафе, готовит еду и занимается домашним хозяйством. Съехавшись, ребята обустраивают свою жизнь, а затем ставят зрителя перед фактом: через 9 месяцев на свет появится новый персонаж. Начинается очередная повседневка, но уже под соусом "взрослости", и стоит сказать - что смотрится подобное намного приятней, чем тот школьный треш.

Кстати, я впервые вижу, что бы романтика была преподнесена именно так. Редкие походы за ручку, отсутствие поцелуев как класс, не говоря уже о чем то более пикантном. Авторы умудрились даже избежать надоевших похотливых шуточек молодоженов и подтрунивания друг над другом. При этом ты не находишься в смятении, а явственно осознаешь, что Томоя и Нагиса - пара, для этого не нужны дополнительные приемы и эффекты, смазливые кадры и прочие уточнения.

Image


В подобном теплом и ламповом стиле - пройдет 15 серий. А дальше зрителю, наконец, откроется то, чем так знаменит «Clannad»: шикарной кульминацией, тяжелейшей драмой, трагедией с эффектом снежного кома и последующими страданиями. И эта драма будет не наигранная и уж тем более не выдуманная. То, как создателям удалось скроить шедевр из, по сути, повседневной рутины - для меня стало настоящим откровением и шоком. И я не утрирую, говоря о повседневности. Или в нашей жизни вопросы смерти, несчастного детства, неполных семей - так новы? Нет, это встречается довольно часто, а зачастую - имеет еще и куда большее количество отягчающих обстоятельств, нежели показано в аниме, хотя, казалось бы, куда уж больше. И этот пугающий реализм здесь - лишь фактор, дополнительно усиливающий ощущения от просмотра. И абсолютно не важно, поймете ли вы досконально концовку, взаимодействие реального и скрытого мира - безучастными вы не останетесь точно. Эти семь серий, пожалуй, лучшее, что я видел из японской мультипликации. Они естественные, они страшно тяжелые и эмоциональные, они кричащие и настоящие. И вы, любители демонов, магии, потустороннего и прочего фантастического - удивитесь, как можно сделать шедевр без всего этого!

Начинается эта самая истинная концовка с того, что ввиду слабого общего здоровья - Нагиса не переносит долгожданные роды и погибает. Благо Усио, на первый взгляд, рождает здоровой. Потеряв ту, что совсем недавно вернула Томою к полноценной жизни - он не понимает, как такое могло пройти, перебирая варианты. Останавливается на лютом самопоедании: если бы он тогда не встретил девочку, говорящую о булочках на холме по пути в школу - то все было бы замечательно и все остались живы. Холодным разумом выглядит сей анализ крайне странно, но отключите его охлаждение. Просто поставьте себя на место главного героя и попытайтесь хоть как-то оправдать то, что с ним происходит. Там могут и куда более бредовые мысли наведаться. Тем не менее - это далеко не конец, а размышления, которые так и остались крутиться в голове Томои - приводят его жизнь к полному разрушению. Он становится, сам того не замечая - похожим на своего... Отца. Которого он так ненавидел. И если Окадзаки старший нашел в себе силы после подобного не бросить все на самотек, отказавшись от собственного ребенка, хоть и срываясь иногда на агрессию и возлияния алкоголем, то вот у главного героя этого не вышло. Усио, похожая как две капли воды на Нагису - постоянно напоминала ему о ней, а единственным его желанием было все забыть. Поэтому долгие пять лет он лишь изредка видел свою дочь, которую воспитывали теща и тесть, не испытывал к ней никаких чувств или привязанности и потихоньку погружался на дно. Пустоту в своей душе занимал работой без выходных и отпусков, а то редкое свободное время, которое выдавалось - заливал алкоголем и играми на автоматах. Разумеется, ему пытались помочь друзья и родные, но психологический надлом был настолько велик, что напоминал кратор, все старания были тщетны и бесполезны.

Image

Не хотелось ни о чем думать. Я хотел оставаться в беспамятстве. Я пришел к мысли, что все было ошибкой. Наша с ней встреча, свидание и свадьба. И наш ребенок. Все это - было ошибкой.

Томои Акадзаки, с. 17


Все бы так и продолжалось, если бы не хитрый план тещеньки Санаэ. Настояв на том, что Томои нужно развеяться, отправившись в совместную с ними поездку - местом общего сбора была назначена их с Акио дом-булочная. Несмотря на нежелание главного героя что-либо делать и участвовать в какой бы то ни было движухе - он все же решает прийти в назначенное время, но не обнаруживает ни Санаю, ни Аки. Вместо этого - лишь 2 билета, приколотых к записке. В недоумении, полагая, что пришел слишком рано - незадачливый папаша решает дождаться родню и замечает некое движение в коридорах. Движением этим, как ни странно - была та самая Усио, его уже пятилетняя дочь, которой очень хотелось посмотреть на папу, но стеснение, страх и робость брали верх. Встретившись с ней и узнав, что ребенок очень хочет в некую поездку - главный герой всячески противится ее желанию, предлагая дождаться бабушку и дедушку. Разумеется, что они не придут, и после нескольких трогательных сцен - отец все же сдается и решает прокатиться вместе со своим чадом. Ну а дальше было это:

  https://www.youtube.com/watch?v=1L74MrsN6MA

Это так просто, так буднично и обыденно, но подано настолько ярко и красиво, что в один из моментов я был просто вынужден поставить воспроизведение на паузу и выйти на кухню, дабы собраться с мыслями. Жаль, что не курю, в тот момент это было бы не лишним. То, насколько сильно переданы различия между детским и взрослым миром, какое неимоверное самообладание и терпение Усио пронесла сквозь эту арку, в которой Томое понял, что он на самом деле делает и кем становится: тем, кого сам не так давно ненавидел всей душой. Неимоверно пронзительно и эмоционально. 

Image


Господа из «Key», может хватит драмы? Да еще и такими запрещенным приемами? И, будто услышав мой возглас - у героев все начинает налаживаться. Томои осознает, что двигался не в ту сторону и вокруг все еще есть люди, ради которых стоит жить и которым требуется его защита. Счастье понемногу возвращается, а быт налаживается. Но ребята из «Key» были другого мнения, просто дали передышку. Вспомнив, что Нагиса страдала неизвестной болезнью, которая ее и сгубила - не поленились передать такую же и ребенку по наследству. Да, можно сколько угодно долго возмущаться странными и нелогичными действиями, которые нам показывают, такими как решение рожать дома, а не в больнице при прочих вводных, или болеющего ребенка, лежащего месяц с жаром без госпитализации... И будь это другой тайтл - я бы с удовольствием разобрал подобное по косточкам. Но не в «Кланнаде». Просто не хочу даже помышлять об этом, дабы восприятие истории было оригинальным. Решил, что лучше ощущать все буду так, как задумывал автор, не придираясь, чего и вам не советую. Те ужасы, которые испытал уже сломленный Томое, те страдания, через которые прошли упорные родители Нагисы, дав волю эмоциям лишь спустя 5 лет, раскрытие Наоюки, отца главного героя, многое объясняющее... Потому и смерть Усио, так сильно желавшей еще хоть разок отправиться с папой в поездку - принял как жестокую данность. И потерял в ворохе происходящих событий кадр, где огонек, о котором я рассказывал ранее - не только появился, но и проник в тело главного героя.

Image


Как бы я не любил столь редкие депрессивные концовки - тут такого тоже не будет. И именно сейчас нам нужно вернуться к визуальной новелле и разобраться, как же так получилось и почему. На протяжении всего сериала нам показывали кадры с девушкой, похожей на Нагису, а также ее друга, странного робота, собранного из мусора и не умеющего даже говорить. Этим роботом оказался дух Томои, а девушкой - Усио, которая создала свой собственный скрытый параллельный мир. Разумеется, что у Томои не могло и в мыслях быть какого-то другого желания, кроме того, чтобы вернуть всех тех, кого он беззаветно любил и ради которых, по сути - жил. А вспоминая огонек, проникший в него после того, когда казалось, что все наладилось - появилась надежда на воплощение этих желаний в жизнь. Это воплощение и инициировала Усио из ее мира, пожертвовав своим другом, самим миром и, естественно, собой. Отчетливо понимая, что, на самом деле, все может пойти не по плану и отец, вспомнив свои стенания о том, что все это было ошибкой - так и не познакомится с Нагисой вновь. И риск был, так как по сюжету - Томоя не теряет воспоминаний о будущем, возвращаясь в прошлое. Более того - он всерьез рассматривал вариант о том, чтобы не повторять историю и перестраховаться, поддавшись слабости. Но именно в момент разрушения параллельного мира силой света - осознает, что подобное будет еще большей катастрофой, после чего несется сломя голову к той, которую так любил.

Данный момент отображен в аниме весьма сумбурно, но те, кто играл в новеллу - не зададутся лишними вопросами, а тех, кто понятия не имеет, что в ней происходило - я постараюсь проинформировать. Правда, ровно настолько, насколько понял данный момент сам. Итак, на протяжении игры - главный герой вынужден проходить руты (те, что на схеме обозначены пунктиром), основными действующими лицами которых являются его подруги из драмкружка. По мере прохождения этих рутов - он собирает некие предметы, именуемые "сферами света", которые появляются, когда кто-то помогает другому достичь цели, приносящей счастье. Что бы перейти на следующий уровень, коим и является After Story (красная линия) - нужно пройти все побочные руты (всего их 8), получив в каждом по заветному огоньку, а затем добрать необходимое количество этих артефактов уже непосредственно в самом продолжении (еще 5 штук по зеленым веткам). Именно этот свет и явился тем, что позволило вернуть время и исполнить столь несбыточное желание. В аниме же, как мы видели - хватило и одной сферы, которая символизировала связь с ВН, но не объяснила сами нюансы задумки авторов. Почему в иллюзорном мире представлена Усио, а не Нагиса? Автор толкует это простой, емкой и понятной фразой:

Дети - это кульминация надежд и мечтаний их родителей

То есть по сюжету - Томоя преследует три скрытые цели, неизвестные даже ему:

- Сбор "сфер света", что несколько объясняет тягучесть и внезапный гарем в первой части сериала. Некая дань новелле, но реализованная, прямо скажем - не очень понятно и последовательно, во многом потому, что самих этих сфер в аниме, по сути - практически не показывают;
- Понять свои цели и, главное, желания. Истинные, настоящие. Не Плойку, Айфон и баклажку "Афанасия" крепкого, а то, что действительно можно назвать сокровенной мечтой;
- Уверить в искренности и донести эти желания до хранителя света, Усио, которая и является этим скрытым миром, притом, что робот разговаривать не может. Этот момент настает, когда их связь становится подсознательной, на уровне мыслей, перед непосредственным уничтожением, именно тогда девушка понимает, что в голове у робота и убеждается, что это истинная цель и ее будущие жертвы не напрасны.

- Мне снился сон. Я... Многое узнала из него. О себе. О тебе. Рассказать?
- Да!
- Мы с тобой жили в одном мире и были очень близки... Когда-то. А может, и по сей день.
- Значит, мы не должны быть здесь! Давай вернемся?
- Прости, но мое место здесь.
- Почему?!
- Ведь я и являюсь этим миром...
- Не понимаю!!! Мы же обещали! Обещали вместе уйти отсюда!
- Если я его покину - он исчезнет. И огоньки просто канут в ничто.
- Огоньки? Ты о тех парящих огоньках?
- Да. Знаешь... Это чувства людей из другого мира. И ты был одним из огоньков. Самый далекий мир, в то же время самый близкий. Мы всегда жили там. Да, мы принадлежим иному месту, просто видим все иначе.
- Другой мир?! Там есть другой я?!
- Сам знаешь. Ведь ты существуешь в двух мирах. Мы смогли встретиться вопреки различиям наших миров, большего мне не нужно. Скоро ты уснешь здесь и проснешься в другом мире. Тебя ждут встречи со многими людьми, и не только... Однажды и мы встретимся вновь!
- Мы еще увидимся? На той стороне?!
- Здесь мы видим чувства людей той стороны в виде огоньков. И мои чувства скоро соберут их в последнем рассвете этого мира. Каждый огонек слаб, но вместе - они станут великой силой.
- ... мне знакома эта песня...
- Да. Ты всегда мне ее пел... Прощай, папа...

Скрытый мир. Диалог Усио и робота. С. 22

И жили они долго и счастливо. И закончится все хорошо. :)

Image

Резюме

Я очень щепетильно отношусь к тонкостям и деталям того, что смотрю. Еще больше меня интересует целостность и логичность сюжета, его построение и представление, это вообще фактор номер один. Стараюсь не бросать тайтлы даже тогда, когда они кажутся неимоверно странными, затянутыми и скучными. Эта особенность мне подарила «Врата Штейна» и «Корзинку фруктов», которые, при другом отношении - давно бы валялись в брошенном и забытом. Но «Clannad» немного не о том. Здесь сюжет не столь силен, как мог бы быть, нет безумных твистов, побочные истории нагоняют тоску и, зачастую, вообще выглядят оторванными от всего остального. Но те ощущения, которые я пережил во время 16-21 серий - не измерить баллами, а эпитетов к ним можно придумывать настолько много, что в этом нет никакого смысла.

Как-то вычитал в комментариях, что «Твоя апрельская ложь» - очень тяжелый и грустный сериал. Она меня не зацепила после просмотра, зато теперь я знаю, что привести в пример, дабы возразить: «Clannad»! Посмотреть сие должен каждый, причем вообще не важно, подходит ли вам подобное по стилю и жанрам. Не любите скуку? Начинайте смотреть сразу с After Story. Являетесь совсем уж категоричным фанатом "экшоновых" исекаев? Посмотрите лишь семь серий: с 16 по 21, может, человеком станете! Это действительно прекрасный, чувственный, трогательный и очень эмоциональный тайтл, который рассказывает о ненадуманных проблемах и ситуациях, но сделает это настолько мастерски красиво и стильно, что нечто подобное, встречаемое нередко в жизни, кажущееся рутиной - воспримется в разы острее и мощнее. И да, это сериал на один раз. Не в плане, что проходняк, а в том смысле, что он и правда тяжелый. Да и вряд ли при повторном просмотре вы испытаете те же эмоции и потрясения, которые накрывают с головой впервые. Я, правда, очень черствый и эмоционально непрошибаемый человек, но это было круто.

Минусов тут с головой, как же без этого. Вопросы есть к юмору, персонажам, непосредственной адаптации первоисточника, да даже к сюжету. Если быть объективным - то первый сезон я бы не оценил выше 5.5. Начальную часть второго - около 8. Но объективность и я - две абсолютно несопоставимые вещи, потому финалу я влеплю заслуженную 16.5, получая среднюю... 10. Это самый высокий балл за 25 обзоров, что я намалевал. Причем полностью отдаю себе отчет, что выдан он весьма импульсивно и, анализируя на холодную голову - неизбежно будет снижен. Но пусть все останется так, как есть сейчас. Ведь «Clannad» именно на это и рассчитывает.

Image


Что касается фильма и спешлов - то первое я бы не рекомендовал к просмотру вообще. Над ним работала другая студия и смена стиля заметно бросается в глаза, хоть визуал скопирован относительно точно. Во многом он повторяет перипетии сериала, просто в крайне сжатой форме, но некоторые моменты предстают несколько иначе. Будет сумбурно, странно и мало что понятно. Спешлов же всего 4. Один из них рассказывает краткий сюжет всей истории, пытаясь объяснить происходившее, второй, по всей видимости - что-то похожее на праздничный выпуск с шуточками и прибаутками. Последние два - главы Кё и Томоэ (нет, речь не о главном герое, а о его подруге с похожим именем), длятся стандартные 24 минуты и они весьма неплохи, но отношения к основным событиям из аниме не имеют в принципе, кроме действующих персонажей. Эдакая альтернативная история. Романтично, драматично, но без особых изысков и вау-эффекта.

Вместо послесловия - скажу следующее: как обычно - не претендую на объективность. Все сказанное и написанное мной - является личным оценочным суждением. Более того - допускаю, что мог ошибиться в оценке того или иного обозреваемого аспекта. Я лишь пытался ответить на вопросы тех, у кого они могли возникнуть после просмотра. Если вы так считаете - то поправьте мои неточности, я буду безмерно рад этому. И за сумбур извините.

Ну и еще кое-что пришло в голову: именно после таких картин, которые используют твои любимые жанры - есть риск того, что все остальное уже не будет приносить удовольствия, как раньше. Просто потому, что хотя бы равное по уровню найти непросто. Не говоря уже о том, чтобы увидеть нечто превосходящее.

С наступающим Новым Годом 🤗

Итоговая оценка:
10 / 10 шедевр
Комментарии
↑ Наверх