Рецензия к аниме «Руки прочь от киноклуба!»
Saya
, 337 просмотров
6
0
Собственно, после того, как я вывалил свой очередной отзыв о «ShiroBako» пару недель назад - тамошние комментаторы начали сравнивать его с «Киноклубом», советуя ознакомиться. Мне стало неловко, что я его не смотрел, после чего было принято волевое решение: искоренить подобный пробел из собственной биографии, погрузившись в знакомство с тремя школьницами, рисующими аниме. И вот что бы я хотел сказать по этому поводу...
Уже очевидно, с чем я буду сравнивать творчество Юасы Масааки и, как мне кажется, данное сравнение является вполне уместным. В обоих произведениях речь будет идти о создании и производстве аниме, попутно рассказывая зрителю о нюансах сей непростой работы. В принципе - на этом совпадения и заканчиваются. Потому что, по сути, это два слишком разных сериала, которые кардинально отличаются буквально всем, начиная от сеттинга и визуала, и заканчивая акцентами и тонкостями, которых в избытке в каждом из тайтлов.
Пробежимся по сюжету «Киноклуба». Жили-были три школьницы: начинающая модель Музусаки, бредящая анимацией Асакуса, а также меркантильная, предприимчивая и максимально пробивная Канамори, для которой аниме - как собаке пятая нога. Благодаря сюжетным переплетениям, объединившись уже в первой серии - девчонки понимают, что хотят это самое аниме рисовать, потому как имеют задатки. А где его рисовать, кроме как в школьном кружке? Правда, в процессе создания данного клуба по интересам - их поджидают расставленные капканы и грабли, не говоря уже о конкуренции, однако подобные трудности для темноволосой красавицы с веснушками на носу - лишь легкая разминка. Получив не только разрешение, но и необходимый инвентарь (а он чуть ли не студийного уровня, как ни странно), а также помещение, похожее на пустующую социальную ночлежку - троица приступает к работе. На пути, куда ж без этого - их будут настигать проблемы, неурядицы, козни школьного совета и... Омон. Такие дела.
Начнем с плюсов. Здесь, как и в «Белом ящике» - весьма дотошно показан непосредственный процесс. Но беря в расчет в два раза меньшее количество серий - этот самый процесс ограничился исключительно рисованием и его тонкостями, с небольшой щепоткой уместного и забавного маркетинга. Хорошая идея, от которой будут в восторге начинающие художники, вдохновившись некоторыми сценами. При этом происходящее на экране - никак не давит и воспринимается достаточно естественно (кроме некоторых моментов), что не позволяет заскучать. Техническая и специфическая информация передана в игровой и развлекательной форме, а не каким-нибудь лютым нагромождением деталей и непонятных выражений со схемами. Стиль строго выдержан и соблюдается с первой до последней серии, от чего чувствуется целостным.
Персонажи тоже хороши, причем как главные, так и второстепенные, хоть и в меньше степени. И если художницы получились просто непосредственными, самобытными и хорошо прописанными - то Канамори, определенно, была призвана авторами двигать юмористическую часть, что ей, отчасти, удалось. Особо сильно это чувствуется в дебютных сериях, пока ты не привык к ее внешности, характеру, стилю поведения и манере речи. Сказать, что она походит на шаблонного героя из аниме - язык не повернется. Эдакий мудрец в детском обличье, который любит не внуков, рыбалку и стопарь в гараже, а деньги. Много денег! Впрочем, мне и до просмотра рекламировали ее, как яркое действующее лицо, с чем я, бесспорно, согласен по итогу.
Дальше же у меня начали появляться вопросы, причем относительно многих вещей, в том числе и тех, которые мелькают на первых ролях. И главный вопрос - к чудовищной гиперболизации реальности. Я, наверное, не преувеличу, если скажу, что 1\5 часть сериала - это визуализация фантазий главных героинь, притом в большинстве случаев - максимально параноидальная и наркоманская. Все это приправлено "естественными" звуками, как если бы маленький ребенок играл в машинки и озвучивал происходящее губами. В этом нет чего-то ужасного, если бы подобное показали один раз. Ну два. Но ведь тут из этого складывается чуть ли не 50% всех раздумий и мыслей Асакусы! Наверное, я просто не привыкший к подобному визуальному мракобесию, новичок, так сказать, но мне показалось, что в этом аспекте авторы уж слишком сильно увлеклись и перестарались.
Следующим вопросом, на который я не нашел ответа - был фактор обесценивания трудов троицы, причем собственным же сюжетным придатком. Если не мусолить тонкости и нюансы - то имеем такую картину: аниме у героинь получалось рисовать хоть и крайне специфическое, но неплохое, судя по реакции зрителей. Вот только вся загвоздка в том, что успех был добыт не благодаря собственным трудам, упорству и силе воли, а во многом лишь за счет того, что в их компанию затесалась та самая Музусаки, модель, чьи постеры висят в поездах, на улицах, да и вообще - все вокруг от нее без ума. Какую мораль этим хотели донести? Мне неведомо. Выглядит подобное не как что-то поддерживающее и объясняющее сюжет и его перипетии, а как нечто странное и чуждое самому течению истории, вырванное из контекста. И ладно бы, если подобный "маркетинговый ход" был применен лишь единожды, но он фигурирует во всех арках, где нужно привлечь зрителя для показа собственного мультфильма.
Фанаты сериала уже и так напряглись, читая все это, но я хочу поднять руку на святое. На визуал. И сказать предельно честно и откровенно: он мне не зашел. Возможно, что дело во мне (хотя «FLCL» с похожей рисовкой мне понравился), возможно повлияло еще что-то. И я не утверждаю, что он плохой: все достаточно качественно и гармонично сделано, движения продуманы, плавные, мимика достойная, но... Странное ощущение того, что фоны, детали и окружение выделяются качественно куда больше, нежели главные герои - не покидало до последнего эпизода. Почему было не упростить все сразу, а не только действующих лиц? Я даже нашел хороший комментарий, который, возможно, как-то оправдывает меня и кричит: "чувак, да ты еще слишком слаб":
Что еще ранило мою душу - так это внезапные негры афроамериканцы (иронично, что встроенный проверщик орфографии Файрфокса - предлагает все что угодно, кроме данного политкорректного выражения).
Я не нацист, не расист, но скажите честно: насколько органично выглядит темнокожий в аниме, когда он нарисован так же, как и остальные, просто залит другим цветом? И я бы понял, если бы дело происходило в Африке или, на худой конец - во Франции, а данные персонажи играли роль не звукаря или секретаря школьного совета, а, скажем, гангстера или погромщика, но ведь нет! И Netflix в этот раз ни при чем, вроде как, каким образом подобное у авторов получилось? Я не знаю. А главное - зачем?
Ну и в довершение - шутки. Они тут есть и они нормальные. Но почему-то я ожидал от «Киноклуба» именно юмора, искрометного, тонкого, чуть ли не высокосортного. Генератором улыбок, как нетрудно догадаться - выступает незабвенная Канамори, но несмотря на то, что она является одним из главных действующих лиц - хочется, чтобы ее было еще немного больше. Возможно, что у меня жар, но, например, в «Kill la Kill» за первый пяток серий - забавных моментов было больше, нежели за все 12 у «Киноклуба». Впрочем, это дикая вкусовщина и заострять внимание на подобном не стоит.
Это, если что, еще и девушка!
Несмотря на все, что я сказал выше - сериал весьма неплох. Он очень необычный, стильный и не похож на реки других популярных тайтлов, которые, проносясь мимо тебя - брызгают в лицо шаблонами и стереотипами о том, "как надо". При этом удалось не скатиться в дикий кринж с криками "я не такой, как все!" Многое может казаться странным, оторванным от реальности, отчужденным - но после 12 серий ты понимаешь, что посмотрел нечто достойное и неординарное. Нет перегруза основного сюжета, нет перебора в количестве персонажей, а те, что имеются - выполнены на высоком уровне, нет откровенно тупых шуток, неуместной эротики и мини-юбок.
Но почему такое неоднозначное мнение? Мне кажется, что виной всему затронутая выше «ShiroBako». И пусть изначально я написал, что это два очень разных произведения - тем не менее, они об одном и том же: производстве и создании аниме. И если в «Ящике» сильно преобладает реализм, хоть временами и недостаточный, да и процесс затрагивает не только рисунки, а индустрию в целом - то в «Киноклубе» представлен куда больший перекос в сторону художников непосредственно, а происходящее разбавляется пусть и спорными, но от того не менее оригинальными художественными приемами. И тут уже дело каждого, что выбрать непосредственно для себя: довольно серьезный тайтл о работе профессиональной студии в условиях, максимально приближенных к реальным, либо забавную историю про трех веселых подруг, рисующих "себе в кайф", без особых связей с реальностью, но с крутым техническим подтекстом, который, к тому же - еще и не грузит. Однако мне кажется, что просмотрев что-то одно из этой пары - вы уже не сможете полноценно насладиться вторым.
Комментарии