Рецензия к аниме «Созданный в бездне»
dvd_kun
, 292 просмотра
8
0
Данный отзыв не несёт цели прорекламировать аниме "Созданный в бездне". Данный отзыв не является рецензией, то есть его не рекомендуется читать перед просмотром. Данный отзыв написан после просмотра первого сезона и п/ф "Рассвет глубокой души". Данный отзыв может содержать спойлеры. Автор данного отзыва обещает стараться быть объективным, но не ручается за итоговую вразумительность приведённых аргументов. Автор данного отзыва не хочет обидеть фанатов тайтла "Созданный в бездне". Отзыв написан в попытке рационального объяснения негативных впечатлений от просмотра данного аниме. Задача данного отзыва - доказать ошибочность утверждений того, что в "Созданном в бездне" великолепный сюжет.
Прежде чем перейти к сюжетному доказательству, следует ввести читателя в курс дела.
Перед просмотром этого аниме я видел множество комментариев и слышал хайповые суждения и рекомендации, а также прочитал две рецензии на нашем сайте. И это тот самый случай, когда прочтение рецензий сыграло со мной злую шутку. Не только в рецензиях, но везде предупреждали не вестись на миловидность. Рассудительный человек однажды написал - "Разумеется, мнение каждого нужно делить на коэффициент личного восприятия, а моё мнение может так же быть неверным.", - к сожалению, он написал это в рецензии на второй сезон "Созданного в бездне" и я не смог воспользоваться этой мудростью. Таким образом до просмотра первого сезона я уже навоображал себе невесть что, ведь рекомендательные мнения вдобавок предупреждали о жестокости сего тайтла. Жестокость у меня ассоциируется с концовкой аниме "Берсерк", от которой я испытал кошмарные ощущения (шок, отчаяние, безнадёга). Тем не менее эта жестокость удивительно гармонировала с идеей произведения. Конечно, я вовсе не нафантазировал себе то, что "Созданный в бездне" - это тёмное фэнтези, но я ожидал художественного эффекта уровня "Берсерка". И вот я включил "Созданного в бездне" с неосознанной мыслью "Ну давай, удиви меня!". По большей части сам виноват. Ожидание восхитительного содержания помешало мне проникнуться тайтлом. А испытал я только конфуз. Желания смотреть второй сезон не возникло. Положение усугубил п/ф. Добила меня рецензия ко второму сезону (не сама рецензия, а убеждение после её прочтения в том, что мне тут ловить нечего). И вот я здесь.
Начну с хорошего. Рисовка замечательна. И только попробуйте что-нибудь ляпнуть по поводу "чиби" стиля. За чиби и двор стреляю в упор. Анимация тоже хороша. Задники, передники, средники, дизайн, - всё ок.
Теперь лор или же сеттинг. Это лучший аспект данного аниме. Я бы с удовольствием поиграл в игру с открытым миром "Созданного в бездне". Концепция очень интересная и продуманная до мелочей.
Переходим к субъективному. Музыка и атмосфера. Очевидно, что все элементы художественного произведения связаны между собой. То есть погружение зрителя не может произойти от отдельного элемента, если основной элемент, на который зритель возлагает надежду, не соответствует его ожиданиям. Это мой случай. Я надеялся на содержание, поэтому музыка местами отвлекала, а к концу и в п/ф в частности саундтрек показался вовсе неуместным. Например, когда у нас на глазах препарируют и распихивают по консервам детей, играет минорная мелодия, но меня этот момент нисколько не трогает, потому что история кажется неубедительной.
Пора выполнять задачу отзыва.
Для этого нам понадобится понятие термина "сюжет" и 4 архетипа по Борхесу.
Сюжет - это совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное содержание художественного произведения.
Содержание произведения – это идеи и принципы, которые положены в основу произведения. "Принцип" - это постулат - исходное положение - утверждение - это то, чем объединяется в мысль известная совокупность фактов. "Идея" - это обобщающий умопостигаемый прообраз/форма.
Приведу примеры.
"Берсерк".
Принцип - "...истинно то, что человек не властен даже над своей волей." Но у человека есть выбор действовать или бездействовать.
Идея - даже после того лютого п*$#^&@ в финале гг борется. "Мы, люди, хрупкие и смертные. Однако, даже когда нас ранят или мучат, в нас всё равно не угасает жажда жизни."
"Фрирен"
Принцип - жизнь устроена так, что дорогие люди уходят раньше.
Идея - может быть, я научусь ценить отведённое время.
"Сад изящных слов"
Принцип - одинокие люди ищут уединения (он одинок в своей мечте; она одинока в своей депрессии).
Идея - одинокую грусть можно разделить друг с другом (даже молча, даже ненадолго, необязательно с хэппи эндом).
"Одинокий рокер"
Принцип - чтобы завести друзей, я научусь играть на гитаре и стану популярной.
Идея - забавно, но я обрела друзей не из-за популярности и они дружат со мной не только потому, что я гитаристка.
По Борхесу существует 4 архетипа сюжета.
1) "Осада города" - героическая защита дорогого тебе, невзирая на осознание обречённости. (Например, - "Магическая битва" - Итадори борется за свою человечность и защищает людей, осознавая опасность сосуда Сукуны и свой смертный приговор)
2) "Возвращение заблудшей души" - путешествие к истокам, грубо говоря, принятие себя и взросление. (Например, - "Реинкарнация безработного" - Рудэус живёт, оглядываясь на опыт хикки; хотя может есть пример получше... "Сага о Винланде 2")
3) "Поиск" - поиск себя или сокровищ (не обязательно материальных) - Ван Пис; Великая небесная стена
4) "Жертвоприношение ради общего блага" (Например, - "Тетрадь смерти" - Ягами Лайт жертвует собственной моралью ради искоренения преступности)
Причём у произведения может быть сразу несколько архетипов или подсюжетов. И сюжетный архетип может просто задать основу, а потом история обрастёт другими элементами и станет сложной картиной. Взять ту же "Тетрадь смерти" - Лайт жертвует свою мораль не совсем из лучших побуждений, а из комплекса Бога, оправдывая свои поступки "благой целью", в итоге становясь даже большим злом. Но сюжет "Тетради смерти" - не только архетип жертвы морали Лайта, который задаёт фундамент для содержания, частью сюжета также является детективное повествование с играми разума и все те события, приводящие к финальному смыслу - всегда найдётся кто-нибудь умнее/сильнее.
Наиболее близким к идеалу, шедевру, наиболее подходящим под определение "великолепный" я считаю сюжет аниме "Стальной Алхимик: Братство".
Принцип - равноценный обмен - "Для того, чтобы получить что-либо, необходимо дать что-либо взамен. Это принцип не только алхимии, но и всего мироздания."
Идея - "Когда люди многое теряют, мне кажется, они что-то и приобретают взамен."
"Поиск" - центральный архетип главных героев - братьев Элрик - они ищут философский камень, чтобы вернуть себе тела; В процессе повествование обрастает кучей персонажей с их персональными подсюжетами, собирающимися в огромный сюжет, в котором принцип равноценного обмена играет ведущую роль; По ходу пьесы герои узнают, что философский камень создаётся нечеловечным способом и отказываются использовать его для возвращения своих тел, но не оставляют надежду найти иной способ, - тем самым к архетипу поиска прибавляется архетип "осады города". Далее цепочка событий приводит историю к кульминации, где одни из персонажей жертвуют кое-чем ценным ради общего блага, прикрепляя к сюжету архетип "жертвоприношения". Этот последний архетип гениальным образом развивает героев из глупых детишек, пытавшихся обойти основополагающий принцип мироздания; и делает из них адептов этого самого принципа, параллельно раскрывая ведущую идею.
Конечно же, "Стальному Алхимику" понадобилось 64 серии для реализации такого многосложного сценария. Тем более несправедливо сравнивать в таком ключе незавершённый тайтл "Созданный в бездне", к тому же только первый сезон. Несмотря на это, теперь я могу утверждать, что сюжет неразрывно связан с персонажами. А сейчас, наконец-то, вернёмся к "Созданному в бездне".
Мысль звучит вполне амбициозно. Но какую идею можно вывести из подобной мысли? Даже если тайтл обретёт концовку, при максимальной драматичности и сложности сюжета всё сведётся, грубо говоря, к вопросу приоритета. То есть персонажи, к примеру, выберут сильное проклятие ради чего-то или кого-то им дорогого. И такой поворот событий может даже быть сильным, я не говорю, что сюжет безоговорочно никчёмен. Складывается впечатление, что создатели вложили в принцип истории сразу же и идею, но идею они свели к "интригующему" вопросу "что они выберут", а этот вопрос, в свою очередь, далеко не на уровне принципа - он ему уступает. Потому что, что бы ни выбрали герои, они не смогут затмить своим поступком ценность принципа для истории. Данное положение позволяет сделать вывод - повествование целиком и полностью делает акцент на исследовании и раскрытии сеттинга - лучшего элемента тайтла, так как не способно вывести достаточно многослойное содержание из персонажей.
К слову, я не утверждаю, будто персонажи здесь плохо прописаны. Нет. У персонажей есть достаточно обоснованные мотивы и их поступки им соответствуют. На протяжении первого сезона персонажи также проходят некоторые трудности и закрепляют свои мотивы. Но не более.
Вот аргументы.
В начале аниме персонажу Рико очень повезло познакомиться с Рэгом, без которого девочка бы не спустилась и до второго слоя. По-моему, совершенно нормально, когда в произведениях допускается элемент везения. Однако данная условность не идёт сюжету в плюс - не добавляет глубины. В "Стальном Алхимике" катализатором движения является поступок главных героев, за который те несут ответственность, и который в итоге приведёт тех к кульминации. В "Созданном в бездне" катализатор путешествия - случайная встреча Рэга и Рико. Герои "Стального Алхимика" не могут не совершить тот поступок, потому что он подобает сути их персонажей. Если бы они его не совершили, то это была бы совсем другая история, в которой идея "Стального Алхимика" не имела бы места и не была бы завязана на принципе. А вот если бы Рико не встретила бы Рэга, то девочка всё равно бы полезла в Бездну; и принцип тайтла бы сохранился, возможно сформировалась бы другая идея, ведь девочка скорее всего не дожила бы и до 5-6 уровня. В таком случае "Созданный в бездне" всё ещё походил бы на оригинал, но создавать такое аниме не имело бы смысла, так как не успели бы раскрыть сеттинг - главную фишку тайтла.
Теперь Митти.
Как вы помните, я подошёл к просмотру во всеоружии. После "Берсерка" детская мясорубка не так пробирает. Может дело во мне. Но я не об этом.
Митти - побочный персонаж (если не нравится слово, то пусть будет второстепенный или не главный). Когда жестокость направлена на побочного персонажа, не конфронтируя с движущими мотивами главных героев, к тому же направлена от антагониста, который зрителю незнаком, - это нельзя назвать великолепным сюжетом. Такое событие не несёт идейной ценности. После завершения просмотра первого сезона у меня сложилось более чем нигилистическое отношение к тайтлу в целом. Я до сих пор не могу понять, какой смысл может содержать эта история. Даже в перспективе.
На этом закончу.
Если вы со мной не согласны, то буду рад почитать вашу интерпретацию.
Комментарии