Рецензия к аниме «Подземелье вкусностей»
Mithril
, 276 просмотров
5
0
Изначально, когда знакомишься с аниме, все источники говорят только о проработке пищи и процесса готовки, а также эдакой "атмосферы классического приключения". И в целом, при просмотре сразу становится понятно, что это всё в аниме есть, и что выполнены эти элементы на действительно высоком уровне. Говорят, что "дьявол кроется в деталях", и авторы (как студия Trigger, так и автор оригинальной истории) прекрасно знакомы с этим выражением - очень много из того, что в прочих аниме остаётся недосказанным (по типу анатомии монстров, процесса их размножения и так далее) здесь описано, временами, до мельчайших подробностей. А ведь о таких вещах нет и не могло быть никакой информации - это, как часть фэнтезийного сеттинга, всегда оставалось само-собой разумеющимся - в каждом подземелье есть мимики, слизни не имеют органов, живые доспехи защищают некроманта, и так далее... Отсюда следует вывод, что автор самостоятельно придумал все эти детали, которые его стараниями выглядят не только правдоподобно, но и, фактически, вплетают новые витки в общую картину развития жанра фэнтези, как такового.
Благодаря общей "плотности" повествования (обилию деталей, пояснений о жизни в подземелье, проработке мира и взаимоотношений между расами), первая часть сезона, несмотря на свою фактическую "медлительность", ощущается полноценной - то есть, ничего особенно "эпичного" не происходит, но благодаря приятным деталям и нюансам о мире и жизни героев, смотреть всё равно интересно.
И всё-таки, тут надо сказать, что первая часть в каком-то смысле "нишевая" и как раз отбивает запрос типичного зрителя, пришедшего посмотреть на уютную, камерную историю приключенцев "а-ля DnD" с вкраплениями "Повара бойца Сомы" - что неплохо, и в целом соответствует заявленному во всех источниках содержанию, но понравится не всем из-за слабой динамики.
На мой взгляд, так получилось из-за косоватой структуры сюжета (ну или её реализации, тут как посмотреть). Объясню, что я имею ввиду - обычно в начале истории автор создаёт "крючок" - некую ситуацию, событие или загадку, которая должна держать интерес к произведению на протяжении всей истории или её части. Обычно считается, что если у истории нет "крючка" в начале, то она не удержит интерес большинства читателей/зрителей. Нельзя сказать, что у аниме нет "крючка", но из-за специфики сюжета первой части он кажется лишь предлогом для приключений героев и демонстрации процесса готовки.
Чаще всего аниме с подобной структурой "доят" основной крючок до последнего - потому что если герои получат желаемое, то пропадёт причина, по которой они делают то, что делают. Вот почему мне казалось, что до конца сезона они не спасут Фарлин. .
Так что со стороны может показаться, что аниме действительно только про еду и исследование подземелья - что, опять же, благодаря уровню, на котором исполнены эти два элемента, уже делает его хорошим и выделяет на фоне остальных аниме похожего жанра (и даже структуры, кстати), однако это далеко не всё.
И вот здесь мы плавно подходим к обсуждению глобального сюжета первого сезона.
На самом деле, тема "еды" и атмосфера классических ролевых настолок - это всего лишь "вишенка" на тортике из густого, сладкого, но при этом невероятно воздушного (с нотами горечи, разумеется) крема, под названием "глобальный сюжет". Простите за этот пищевой каламбур.
Глобальный сюжет - для меня это как огромный накаченный боевик (если можно так выразиться), который выламывает ногой дверь, и резко врывается на размеренное чаепитие, прерывая твой светской разговор о недавних открытиях в области кулинарии. Правда, если призадуматься, то ты вспоминаешь, как полчаса назад видел его силуэт в окне напротив...
Глобальный сюжет переходит в фазу активного развития начиная со второй половины сезона - если точнее, с момента воскрешения Фарлин . И вот здесь для меня наступил переломный момент - момент, когда я осознал, что "Подземелье вкусностей" - это не просто спокойное аниме про группу авантюристов в подземелье, питающихся здешней фауной, это - цельное произведение, рассказывающее историю не только самих героев, но и их мира в целом, наполненное тайнами, различного рода конфликтами, интересными мыслями, трагедиями (кто не любит трагедии?...) и, вообще-то, нефиговой такой жестью!
Среди тех, кто писали комментарии к аниме, нашёлся человек, который сравнил атмосферу аниме с "Фрирен , провожающей в последний путь". Не могу сказать, что это сравнение неправильное. Но как раз из-за сказанного, и некоторых других нюансов, я бы скорее сравнил аниме с "Созданный в Бездне".
Почему именно с ним? Ну, давайте посмотрим. "Созданный в бездне" тоже со стороны кажется простым приключением про маленькую девочку, исследующую с другом "подземелье". Там тоже уделяется особое внимание строению и образу жизни здешних монстров. В "Созданный в бездне" тоже полно неразгаданных тайн, там тоже присутствует атмосфера классического приключения с попытками освоить неосвоенное, и, что особенно важно, там тоже кажущаяся со стороны милая, расслабленная история в какой-то момент превращается в отрезвляющую пощёчину, которая как бы говорит тебе "вот как бы всё было, будь это реальностью".
Обрамляет всю эту картину давление, которое чувствуется над героями - если они застрянут глубоко в подземелье, если разругаются и не смогут работать сообща, если один из них покинет группу, и остальные останутся в подземелье без поддержки - помощи будет ждать неоткуда, а воскрешения после смерти может и не произойти.
Само по себе вышеописанное неплохо - речь только о том, как сильно такие "повороты судьбы" отличаются от изначальных ожиданий, предъявляемых к аниме зрителями, которые прочитали описание, название, может быть посмотрели пару "шортсов" (как было у меня) - и в целом пришли посмотреть ненапряжное аниме про готовку в подземелье.
Отдельных слов стоит проработка персонажей, их мотивации, межличностных конфликтов и доносимых аниме мыслей - у каждого из отряда есть своя причина, по которой они делают то, что делают и почему держатся друг друга. Из этого вытекают различные интересные ситуации и конфликты - например, конфликт интересов Чилчака и Лайоса - последнему нужно спасти свою сестру, в то время как полурослик всегда убеждал себя, что находится в отряде ради выгоды, и не хочет рисковать своей жизнью ради чужой сестры - за что его трудно винить .
Каждый персонаж обладает набором собственных черт характера, и нередко проявляет их в располагающей к тому ситуации - всегда можно сказать, что "эта фраза в духе Марсиль".
Например,
Чилчак - привык всегда иметь план, осторожный, но трусоватый, комплексует из-за своего возраста и роста, временами может быть слишком самоуверенным, не всегда может разобраться в своих чувствах, привык скрывать их за маской циничности;
Марсиль - несмотря на большой по человеческим меркам возраст, обладает некой "наивностью" в отношении других, не любит чувствовать себя бесполезной или беспомощной, преданная и готова идти на всё ради спасения друга, чего ждёт и от окружающих, имеет чёткие принципы и борется за них;
Сенши - не любит магию, потому что не понимает её, но маньяк по части готовки, обладает крепкими принципами, но готов измениться ради друга, или пренебречь принципами в критической ситуации;
Лайос - неловкий в общении, ему тяжело выражать свои эмоции, но при этом ответственный и готовый на всё ради друзей и семьи, любит необычную пищу, обладает лидерскими качествами.
И это только поверхностный анализ. Иными словами, в персонажей можно и хочется верить.
Говоря простым языком, аниме можно любить за проработку мира или элементы кулинарии, но я бы сказал, что это будет принижением достоинств тайтла - он гораздо глубже, чем очередное аниме про "готовку" или "приключения".
Как сказано во второй рецензии к аниме, оно успешно смешивает и органично объединяет черты многих жанров;
Один умный сценарист как-то сказал, что "жанры" как таковые существуют только в умах критиков и зрителей. Именно этот "стереотип" часто ограничивает мышление творцов, препятствуя созданию сериалов и игр с грамотным смешением жанров. Потому произведения, которым удаётся эта не самая лёгкая, временами, задача, двигают современную индустрию вперёд.
К числу таких произведений можно отнести и этот тайтл.
Вот почему, на вопрос "можно ли смотреть Подземелье вкусностей?", я бы ответил: "не можно, а нужно". Не ради приятной атмосферы партии в Dungeons and Dragons, не ради кулинарии, но ради всего того многогранного спектра эмоций, который дарит это аниме.
Соответственно, оценка в 8.89 полностью оправдана; да я бы вообще 9.5 поставил.
Комментарии