Рецензия к аниме «Монстр»
dvd_kun
, 463 просмотра
9
0
Спойлеров в рецензии нет.
Итак, если вы ожидаете от «Монстра» психологические лайфхаки типа «когда человек чешет нос - тогда он врёт», то тут такого нет, вопреки тиктоковским видеороликам, в которых используют кадры данного тайтла.
Начну с мегадушной придирки. Это скорее не придирка, а что-то вроде «было бы здорово, если бы…». Я о том, что аниме сделано на японском языке (вот это новость!), а события истории происходят в Германии и Чешской Республике. Такие детали, как текст электронных писем, газет, вывесок заведений, - всё аутентично, но зрители, смотрящие сериал с субтитрами, могут заметить некоторые небезупречные моменты, в принципе не ослабляющие общее качество аниме. Например, супружеская пара англичан в отпуске едет в сторону Мюнхена и не может прочесть карту местности, они подбирают автостопом немецкоговорящих персонажей, происходит слегка неловкий разговор, однако, из-за оригинальной аудиодорожки ситуация теряет некий шарм. Или вместо герр/фрау, пан/пани мы слышим -сан. В турецком квартале ни намёка на специфическую фонетику. Или сцена с инспектором Рунге, входящим в образ подозреваемого посредством имитации фраз японской вежливости - то есть сцена, когда немец начинает говорить «домо», должна выглядеть впечатляюще, только вот персонаж и до того говорил на японском… К сэйю ноль претензий. Жаль лишь, что касту не хватило речевой интернациональности.
Теперь постараюсь определить - что собой представляет «Монстр». Детектив - первое, что приходит на ум. Но тут главный герой - не Шерлок Холмс или Эркюль Пуаро, а нейрохирург. Сыщики тоже присутствуют, но в качестве вспомогательных персонажей. Что замечательно - у всех действующих лиц есть чёткая роль в сюжете и никто свои художественные полномочия не превышает. Толчком к завязке является ментальная дилемма протагониста - поступить по пути наименьшего сопротивления согласно влиянию окружения или всё таки исходя из моральных ценностей. И тут свой ход делает ирония жизни - не всегда то, что сейчас кажется правильным, приведёт к благополучному исходу в будущем. Результаты поступка протагониста рушат его душевный фундамент. А ключевым фактором этого результата служит конкретная личность - антагонист. Антагонистом выступает интеллигентный психопат и по сути детективное повествование тайтла зиждется на постепенном раскрытии и изображении его психологического портрета. Таким образом в аниме не концентрируют внимание на тайне личности преступника, почерке его преступлений, на непосредственно ходе следствия и других жанровых штампах. Несмотря на это, анимешке удаётся зацепить как раз таки жанровыми фишками с помощью встречных персонажей. То есть клише не собраны в главном герое, а рассеяны на множество характеров, каждый из коих это клише органично в себя вписывает и реализует. Для примера, у инспектора федерального ведомства уголовной полиции Германии привычка при беседах и допросах шевелить пальцами в воздухе, словно печатая на клавиатуре, - любителям детективов нравятся подобные странности; при этом привычка инспектора тесно вплетена в его личность и в тайтле её демонстрируют не ради крутости, - мелочи в поведении персонажей отображают их текущую реакцию. И в "Монстре" не один такой второстепенный персонаж. Тут есть и частный сыщик, борющийся с алкоголизмом; его реабилитация проходит хорошо, в кафе он обычно поднимает правую руку и заказывает кофе, но вот сцена - ему сообщают плохие новости и он даёт сигнал официанту левой рукой - "виски" - меня тогда аж до мурашек пробрало, очень простая, но классная деталь. Или ещё один жанровый персонаж - вольный журналист - он ведёт собственное расследование, связанное с основной сюжетной линией. В "Монстре" даже присутствуют психолог-консультант и психолог-криминалист; оба уместны, самобытны и далеко не для галочки. При всём при том протагонистом является нейрохирург не с бухты-барахты. Его персонаж лучше всего подходит для раскрытия психологического портрета антагониста. И ирония здесь занимает не последнее место. Красной линией тянется в этом произведении ситуационная ирония. И даже финальный штрих психологического портрета антагониста - что это, если не ирония?
Следует упомянуть, что концовка "Монстра" неоднозначная, символичная; и как писал Оскар Уайльд:
"...Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.
И кто раскрывает символ, идет на риск.
В сущности, Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.
Если произведение искусства вызывает споры – значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.
Пусть критики расходятся во мнениях – художник остается верен себе..."
И автор оригинала - мангака Урасава Наоки - себе верен. Как и в "Монстре", так и в тайтле "Плутон" есть персонаж с фамилией Тэнма, с которым, возможно, мангака себя ассоциирует. Персонажи доктора и профессора Тэнмы демонстрируют свою веру в то, что все существа - сложные и в этом их красота; что "идеальный" не означает "хороший", но совершенен тот, кто способен уживаться с тьмой.
Визуальный стиль
Наверное самое главное - уникальный стиль рисовки мангаки "Монстра". Сам автор описал свой стиль как реалистичный и режиссёрский.
На Урасаву Наоки оказали влияние работы Осамы Тедзуки (Могучий Атом) и Кацухиро Отомо (Акира). Также он фанат французско-бельгийских комиксов и в частности художника Жан Жиро Мёбиуса.
А сейчас моё нелюбимое - ставить оценки...
Для кого-то "Монстр" - шедевр, для меня "шедевр" ещё не родился. "Монстр" - это ровный и в натуре грамотный тайтл. Можно сказать - крепкая девятка. По моим ощущениям - достойная восьмёрочка. Такое плотное, сытное анимцо.
Комментарии