Рецензия к аниме «Рояль в лесу»

Saya
, 205 просмотров
0
Давайте коротко.
 
Сериал о двух друзьях, которые с малых лет были "нетакусиками". Как мы знаем - противоположности притягиваются, но в данном случае это произошло с единомышленниками. Крайне спорный жанр "музыкального аниме", который еще и имел в своем зачатие не ранобэ, а мангу. Я вообще до сих пор не могу понять, как можно вообще писать "музыкальные" манги, тем более такие. Как это вообще должно выглядеть? Типа на пару-тройку десятков фреймов - облачко с "ла-ла-ла" и скрипичными ключами, или как? Однако имеем то, что имеем.
 
 

Piano no Mori

Что мы знаем об аниме, посвященным музыке? Ну, в основном, это нечто девичье, рассказы про рок-группы («Одинокий рокер» и другие), где показан процесс становления личности, преодоление трудностей, собственной робости, стеснения, боязни сцены... Немного дудочки («Играй, Эйфониум!»), ну и объемный пласт чего-то, затрагивающего музыку как бы вскользь, но став, в том числе, легендарным и по этой причине: «Харухи», «Ангельские ритмы» и ещё десятки других. Почему? Потому что треки того же «Girls Dead Monster» в разрезе аниме - имели в свое время бешеный хайп, в отличие от чего-то великого, оперного, симфонического и иже с ними. Если обратиться к классике - то на ум мне приходит лишь «Апрельская ложь», шикарное аниме в задумке, но отвратительное в своем исполнении, закопавшее потенциал бесконечными режиссерскими и сценарными недостатками. Наверняка, что есть и что-то еще, уверен. И если вы вдруг являетесь ценителем именно чего-то величественного, вечного, или, тем более - пытаетесь исполнять что-то подобное сами, стремитесь к этому - смело мотайте на последние абзацы. Поверьте, данная низкопробная писанина вам не нужна и, определенно, окажется лишней. Ну а для любителей пыток и прочих оригинальных развлечений - мы начинаем.
 
Image 
 
Сюжет, если это можно так назвать - познакомит нас с двумя ребятами. Один из них - человек, имеющий все: семейный достаток, статус, связи, преемственность и все, что с ней связано... Оппонирует ему сын проститутки, изгой, отребье, проводящее свое свободное время в лесу, где стоит давно уже сломанный и безмолвный, тихий рояль, звуки которого доступны только ему. Звучит красиво, не правда ли? Вот только есть нюансы, и их, к сожалению, очень много.
 
 

Здравствуйте. А тут есть бар? А если найду?

Я тот самый человек, что пережил «Апрельскую ложь», как это принято говорить, и был крайне расстроен увиденным. В рецензии на тот тайтл я пытался показаться пусть не экспертом, но человеком знающим, чутким и проникновенным к музыке, звучавшей на протяжении 24+ серий. Так вот, я лгал. У меня нет ни малейшей симпатии ни к классической, ни к симфонической игре. При этом я отдаю себе отчет, что это нечто величественное, дико мощное, заряжающее... Но не меня. Мне куда ближе тема из опениннга «No game, No life», особенно чувственно она звучит в пьяно-кавере. Да даже тот же "Afraid of Destiny" от Дениса Стельмаха, под который я, собственно, и пишу сие чудо - пробирает куда больше, чем Моцарт, Рахманинов, Бетховен и Шопен вместе взятые. Короче - я быдло. Очень жаль. Видимо, именно этот фактор подкосил меня во время просмотра. Невероятное, просто запредельное количество фортепьянной музыки, которая играется вживую и кричит о своих чувствах, эмоциях, коих я, увы, не могу разобрать. Мне пытаются разжевать услышанное комментариями от зрителей в зале, действующих лиц, закадровым голосом, но это совсем не то! Представьте, что незрячему пытаются упорно объяснить, как красив и ярок красный цвет или прекрасна зеленая трава, в то время как он визуально ощущает лишь только темноту. Примерно такое ощущение сложилось и у меня от просмотра.
 
Прочь лирику, поговорим о главном, непосредственно об аниме. Аниме, как по мне - ужасное, и я с трудом смог его досмотреть. Правда, в оправдание тайтла скажу, что оно такое далеко не первое, просто желание выискать изюминку в последней серии меня не отпускает, это мой крест. И сейчас я вообще ничуть не приукрашиваю, плохо все: сюжет, рисовка, мотивация, движение линий повествования, отношения героев, их взаимосвязь... Это действительно, по моему мнению - откровенный провал. Но, в отличие от других похожих сериалов, где все плохо - здесь есть и толика прекрасного.
 
Image 
 
Сюжет прост и незамысловат, притом крайне нелогичен и даже отдает неким кринжем. Ну, начнем с того, что не обошлось без щепотки мистики. Это не хорошо и не плохо, но так как мистика здесь не имеет ни достойного, хотя бы поверхностного завершения, ни какого-то продолжения логического - выглядит все это очень странно, будто мангака имел вдохновение сказать, сказал, вдохновение его покинуло и он продолжил о насущном. В дополнение к сказанному - столкновение в аниме происходит, хм... Характеров? Личностей? Да нет, скорее типажей. И если типаж крайне усердного, умелого и успешного человека, который выгрызает себе место под солнцем благодаря невероятному трудолюбию и самопожертвованию - мной принимается на ура, то вот то, что предлагается нам в противовес, а именно нечто, которое очень-очень-очень хочет, но даже не знает нот, при этом с легкостью лабает мелодии S-ранга у себя в лесу, да и не только там - вызывает определенные сомнения. Я силился привести пример, где бы подобные навыки действительно тебя подняли на определенную высоту, но так и не смог найти ничего сравнимого. Из этого мы получаем первый весомый минус: получение чего-то сложного и трудоемкого лишь за счет желания и мифического дара. Извините, но так не бывает. Да, это будет обыграно по ходу истории, но этого недостаточно, а письмена, оставленные на стенах, потолке и полу - лишь красивый оксюморон, еда для зрителя, притом крайне пустая и не калорийная.
 
Отношения между героями. Я ждал чего-то более мощного, нежели то, что было по итогу показано. Чтобы вы понимали - сериал, по сути, является типичным... Ладно, не таким уж и типичным, но все же споконом, то есть, по идее, должен иметь аналогии со спортивными тайтлами, а что мы о них знаем? Дух соперничества, победа на последних метрах или секундах, кровь, пот, слезы, счастье триумфа и горечь проигрыша, а если что-то не получается - то оприходование конкурента по, в данном случае, запястьям и пальцам арматурой в темной подворотне, дабы он конкурентом быть перестал. Я, быть может, совсем недалекий, и в музыкальной тусовке все иначе, а наши потуги дотянуть до "сэмпаев" на школьной репбазе с наспех собранными группами и постоянными драками за "не тот аккорд и неправильный темп" - лишь мальчишеское ребячество, но... Вероятно поэтому я не понимаю постоянные эмоциональные качели, которые буквально дословно представляют следующее:
 
- Вау, он крутой, мне бы так!..
- Я его обыграю, любой ценой, чтобы мне это не стоило!
- Господи, как он хорош, мне никогда не стать таким же...
- Я хорош, я много трудился, я лучший!
- Черт побери, я ничтожество... Я его уничтожу, я приложу все силы!!!
- Я не буду его уничтожать, я добрый и мне вообще-то все равно на самого себя, аве великим!..
 
Это, если что, монолог одного актера, который будет вас то прибивать к песчаному берегу, тем самым набирая полные плавки колких песчинок себе в промежность, то вымывать сию боль из того же места, чуть отдаляя от суши. Не знаю, вероятно, что у кого-то подобное не вызовет каких-либо эмоций, но у меня появилось раздражение в том самом месте, непонимание и чувство вышеописанной натертости с покраснением.
 
Ну серьезно. Это самое бездарное противостояние... Да к черту противостояние, хотя оно там просто напрашивается, причем настолько, что аж кричит! Да и к черту сами отношения... Я не знаю, как описать их словами. Тактичные? Чрезмерно уважительные? Утонченные? Нарочито интеллигентные? Апогеем станет заявление о ненависти, и представьте, это самый драматичный момент контры, да. Которая потом нивелируется сюжетными перипетиями и поглощается ими же. При этом у героев при разговоре постоянно краснеют щечки и кажется, что вот-вот нам предстанет легкий ЯОЙ, прямо на крышке рояля. Я противник сего непотребства, но... Это было бы лучше, чем все показанные бесполезные, недопафосные, недотрагичные и недоэпичные диалоги. А мать? Мать то за что?! Первый сезон сериала повествует нам о родителе главного героя. Мама специфичная, но мне понравилась, однако смысл в том, что все диалоги сводятся к одному итогу: "да я за нее, да я"... Смешно, но данная мысль является чуть ли не основной за все 12 серий. А во втором сезоне мама появляется эпизодически, буквально пару-тройку раз и фана ради, вообще никак не влияет ни на сюжет, ни на героя, ни на происходящие события. Притом запущенная ранее арка оказалась не окончена, если что. Зачем она была нужна, мать эта? Ну, вероятно, чтобы рассказать, что она проститутка и живет на окраине леса, да. Отборная шиза.
 
Image
 
 
Рисовка и режиссура. Причем обычно я затрагиваю лишь первый аспект, но сегодня хочу рассмотреть и второй. Просто потому, что режиссер - человек, видимо, очень своеобразный. Не такой, как все. И к нему нужно проявить терпимость и благосклонность. Ну, вы поняли... Потому как я могу пережить откровенно слабый визуал. Я могу понять неуместные сцены, возведенные в абсолют для того, чтобы показать какую-то свою особую важность. Могу понять провальные кадры, которые свойственны любителям, но никак не профессионалам. Но здесь нагромоздилось столько всего, что не знаю, как выразиться. Сам стиль рисовки не так уж и плох, он каноничен, да и, в целом, выглядит вполне достойным, особенно если учитывать, что тайтл - явно не про визуал. Но меня на протяжении всего просмотра не покидало ощущение, что вся студия говорила режиссеру, что не надо это делать, астанавис, это лишнее, а режиссер, как в лучших мемах про "таланты" - делал все по-другому. Окей, неуместное 3D в первой части можно объяснить тем, что виртуозную игру на клавишных рисовать очень, очень сложно. Даже не сложно, а энергозатратно, скорее. Ведь кадров на 2-минутный эпизод игры уйдет, скорее всего, ровно столько же, сколько на весь сериал в целом. И плевать, что во время тридефикации - персонажи выглядели совсем чуждо своей 2D копии... Терпимо. Но со второго сезона постучали. Что это? Снег? Белые мухи? Пыльца? Или имитация сильного почесывания глаз? Почему в эпические моменты летают белые точки? Что они характеризуют? Усиленный эмоциональный фон? Напряжение? Или это триггер для дебилов, что, мол, смотри, у него получается! И ведь они летают почти всегда! Господин Накатани Гаку, вы, конечно, извините, но вы... Перенапряглись. Ну или чего похуже. Или я перенапрягся от просмотра. Одно из двух.
 
А еще знаете что? Основная часть действа происходит в Польше, и в этот момент ее делят и делят. Сцену, в смысле. Представлены нации со всех континентов, кроме Африки и Австралии, видимо потому, что ее конкурсант играет на потолке, но не это важно, а важно то, что... Поляк говорит по-японски. Американец говорит по-японски. Француженка, у которой отрываются лямки платья - говорит по-японски. Китаец, кореец, русский и украинец - тоже! Да доколе! А где же косплей на Алю: "Я тобі зараз зіграю так, що спати не зможеш, сынку"?!
 
И это еще не все. Создатели в какой-то момент настолько или обленились, или финансово обеднели, что предложили зрителю игру "найди 10 совпадений". Зал. Зрители. Статичная картинка. И, черт побери, один и тот же персонаж, в абсолютно одной и той же позе, с тем же выражением лица, короче говоря - абсолютная копия - встречается через кресло. И персонаж этот не единичен. Ну нет у вас денег, ну нарисуйте как в том же «Re:Life», серии второго сезона которого были слиты в сеть - просто СИЛУЭТЫ. Сложно рисовать так много? Ну создайте блур. Но Сtrl+С на Сtrl+V..? Такую халтуру я вижу впервые в жизни относительно искусства. Особенно если учесть, что сериал об искусстве в принципе. И да, мне лень искать этот кадр, так что просто поверьте на слово. И получите копию халтурного Косэя Аримы:
 
Image
 
 

Shigatsu wa Kimi no Uso

А вы что, думали, что этого сравнения не будет? Ваши надежды разрушились о черные клавиши. Ну и плюсом - в этом абзаце мы немного отстранимся от хейта и перейдем к чему то конструктивному, хоть это слово мне и незнакомо. Просто забил в Гугле.
 
Ну серьезно, сравнить больше и не с чем. Нашумевшая в свое время «Апрельская ложь» - тоже аниме про классическую музыку. Пожалуй, даже больше, чем про музыку. Там еще намешали школьную жизнь, повседневность и драму. И пусть на побочные вещи выделили не так много времени, как мне, человеку бесконечно далекому от высокого, хотелось бы - аналогии напрашиваются сами собой. И тут не будет долгих рассуждений и водопадов свойственной мне пресноводной жидкости, лишь сухое сравнение: это вообще другое. Если «Апрельская ложь» - сериал многогранный и разносторонний, затрагивающий различные жанры, которые я перечислил выше, то «Рояль в лесу» - штука непосредственно и тотально о музыке. Для среднестатистического зрителя - очень душная. Невероятно, запредельно душная, просто фантастически тягучая, где может лишь одно сольное выступление занимать до двух (!) 24-минутных серий. В этом смысле история Косэя и Каори куда более "попсовая" и смотрибельная. Она хоть и простенькая, банальная и предсказуемая, но более понятная и съедобная, что ли. Потому если вы ждали прямого сравнения этих тайтлов - то зря. Общее в них лишь то, что в обеих картинах затронута тема классической музыки, прекрасного фортепьяно, но на этом сходства заканчиваются. «Ложь» имеет куда больший размах и охват, в прямом смысле этого слова: благодаря расширенному сюжету и побочным аркам, которые не оканчиваются лишь на игре, которые прекрасны и невероятно трогательны, которые цепляют за душу, но сильно смазаны в силу обстоятельств. Здесь же упор в музыку, музыку и еще раз музыку. Тонкости, мелочи различные нюансы - все про музыку. Этим обозреваемый сериал, конечно, выделяется и в плане профессионализма, и в плане подхода к делу, сильно опережая творение Наоси Аракавы по этим показателям, но вместе с этим - сильно теряет в зрелищности, занимая лишь узкую нишу для тех, кому действительно тема классики и фортепьяно небезразлична. Остальные же, скорее всего - сериал бросят в самом начале просмотра.
 
 

Скажите, уважаемый, как пройти в консерваторию?

С первых минут я проникся этим звуком. Богатым, живым, мощным, сильным, пронзительным. Персонажи были под стать этому звуку и отчасти удались, но не более. И с каждой серией, просмотренной мной - я сожалел все больше и больше о том, что ничего не понимаю в фортепьяно. Нет никакого откровения в том, как оно показано. Нет никакого откровения в том, как оно снято и подано. Но звучит оно шикарно. Проймет, полагаю, любого. Да, в самом сериале нет ни глубокого сюжета, ни проработанных персонажей... По сути, ничего в нем нет. Но... В нем есть музыка. Музыка куда качественнее и сочнее, чем во «Лжи», но не факт, что сильнее и драматичней. От того оно и резко узконаправленное. Так сильно чуждая мне, отвратная, скучная, немелодичная, тягучая, устаревшая, но... Не могу сказать, что был восхищен. Совру. Нельзя восхититься тем, чего не понимаешь в принципе. Однако я проникся уважением и трепетом. Если бы еще не эти бесконечные диалоги и размышления во время звучания... Стараюсь никогда не делать эмоциональных выводов, но почему-то здесь я уверен: это лучшее аниме про фортепьяно. «Ложь» сильно курит в сторонке. А «Рояль» - некий Фредди Меркури в оболочке классики. Но в остальном он пуст. И если вы каким-то образом причастны к этому музыкальному величию - смотрите обязательно. Если хотите приобщиться - смотрите обязательно. Если понятия не имеете, что это и как, то... Добро пожаловать в клуб.
 
Комментарии
↑ Наверх