Рецензия к аниме «Военная хроника маленькой девочки»

Mozga na veter
, 222 просмотра
0
Раз уж обозрел фильм, то должен обозреть и сериал.
    
             
Сюжет.
Сюжет начинается с знакомства с главгероем и его случая попаданчества в иной мир. И тут же по нашему шаблону исекаев со всей силы бьют кувалдой, ибо герой наш - не ОЯШ (мама, да я стихоплёт!) и не отаку. Наш герой - эффективный менеджер, белый воротничок и карьерист, которому плевать на жизни других людей, ведь главное для него - его благосостояние. А потому он прямо сейчас увольняет неэффективного работника, оставляя его без средств к существованию, и идёт на станцию электрички, где уволенный работник в порыве гнева сталкивает нашего ГГ под колёса поезда. И за миг до того, как нашего героя тонким слоем размажет по рельсам, время останавливается, и с нашим ГГ через людей начинает говорить сам БОГ, которого герой до самого конца сериала будет звать "Существо Х", а я - "Мистер Хэ". И тут автор рушит второй шаблон, ибо обычно в таких ситуациях боженьки жутко извиняются перед случайно погибшими людьми и в качестве искупления выбрасывают их в иной мир, одаряя убер-силой, но Мистер Хэ - божество иного порядка, он злится, что герой отошёл от Бога, грозится, что заставит ГГ пережить трудности, по итогу которых герой должен осознать и искупить грехи и уверовать в Бога. Угрозу свою Мистер Хэ исполняет, и тут автор рушит третий шаблон: вместо приевшегося всем фэнтези-мира с эльфийками и кошкодевочками наш герой попадает в альтернативную Европу годов Интербеллума, так ещё и в детский дом, а после идёт на аналог Первой Мировой войны, где участвует в качестве боевого мага. 
     
Собственно, из-за подобных ударов по клише сие аниме выгодно выделяется на фоне остальных исекай-шлаков. Но на этом всё. После этих трёх ударов будет ещё один, про который я расскажу позднее, но на этом действительно ставится конец оригинальности. Всё остальное повествование - это виденный много раз рассказ про всезнающую и всемогущую мерисьюху с убер-силой, которая иногда делает плохие вещи. Весь дальнейший сюжет строится на том, какая наша мерисьюха молодец, какая она умная и сильная, потому что в прошлом мире служила белым воротничком. И никакого божественного влияния, кроме перерождения, здесь не будет, хотя, казалось бы, одна из заглавных тем аниме!
     
            
Герои.
Таня фон Дегуршаф, та самая "Злая Таня". Девочка-сирота, в теле которой сидит взрослый мужик из иного мира. И с ней связано несколько проблем.
   
Первая проблема: в аниме постоянно делается упор на том, насколько мощной силой Таня обладает ещё с детского дома, что странно, поскольку Мистер Хэ грозился заставить Таню испытывать тяготы и лишения. Странно не то, что она обладает убер-силой, а то, что Мистер Хэ дал ей поблажку в виде детдома, хотя для больших тягот и лишений должен был переродить Таню в графской семье. И ещё бессмертием одарить, чтобы уж совсем тяжело было, а то она умереть может, а это нечестно!
    
Вторая проблема связана с опытом прошлой жизни. Я не отрицаю того факта, что любой человек может изучать военную историю. В конце концов, я сам не историк по профилю, но историю изучаю. Но проблема в том, что нам всю первую серию рисуют образ белого воротничка, которого кроме своих благосостояния и карьеры ничего не интересует, и нам не рассказывают, что он занимается историей как хобби. Почему он в своей прошлой жизни начал интересоваться историей, когда он её начал изучать, почему выбрал именно период ПМВ - ничего из этого в аниме объяснять не будут, а потому все его знания о Первой Мировой выглядят как экстренно вписанные в сюжет рояли в кусах, из-за которых наша сьюха должна выглядеть умнее. 
    
Третья проблема связана с Мистером Хэ. Не знаю, как для остальных, но для меня сам факт личного разговора с Богом и последующего перерождения в иной мир стал бы мощным стимулом уверовать. Некоторые после чудом пережитого артобстрела в Бога верить начинают, а тут он сам лично с тобой заговорил, пригрозил тебе и тут же свою угрозу воплотил в жизнь, так ещё и по ходу сюжета постоянно вмешивается и балаболит без умолку. И тут остаётся только поаплодировать упорному атеизму Тани, коммунисты бы оценили (а спонсоры этой шутки - ирония и полнометражный фильм). Ну или воспринимать Мистера Хэ как шизофрению, а перерождение - как сон коматозника... Хм...
   
По итогу, наша Таня - самая типичнейшая мерисьюха, наделённая великой силой, самая умная и гениальная, и крайне скучная. Кто-то может сказать: "Но она же злая!" Да, она злая, но троп "злой герой" работает только тогда, когда герой не является обладателем убер-силы, не является гением в окружении идиотов, когда его "злость" оправдана тяжестью его положения. Нет, то, что Таня попала на фронт, не оправдывает "злость", ибо наш герой в прошлой жизни явно не страдал и не воевал, а потому был просто карьеристской мразью, которая потом попала на фронт и всеми способами оттуда пытается чухнуть. К тому же, основная идея тропа "злой герой" состоит в том, что по итогу приключений "злой герой" должен измениться (в данном аниме это означает уверовать и осознать свои грехи). Но Таня по сюжету не меняется.
   
Ну и маленькая придирка: приставка "фон" означает принадлежность к дворянскому происхождению, а значит, сирота и выходец детдома Таня должна быть просто Таней Дегуршафф, без всяких "фонов" и других радиоактивных терминов.
    
Остальные герои... А мы точно должны о них говорить? Просто они настолько картонные, что, если их заменить кем-то вообще другим - ничего для сюжета не изменится. Ну, если хотите:
- Виктория Серебрякова. Типичный противовес для "злого героя", добрая и наивная, от остальных картонок отличается какой-никакой (хотя скорее просто никакой) предысторией и наличием имени;
- Три мужика из крыла Тани. У них, наверное, тоже есть имена, но если они и есть, то я их забыл - настолько эти три мужика картонные и бесполезные для истории;
- Генералы. Они тупые, потому что на их фоне Таня должна выглядеть умной. Иногда они начинают пользоваться мозгами и предлагают хорошие идеи, но, когда Таню надо показать гением - они тупые. А гением Таню показывают часто;
- Мистер Хэ. Из-за него всё началось, и он периодически вмешивается в жизнь Тани с целью проповеди "Верь в меня!", поэтому он должен оказывать сильное влияние на сюжет, но делает он это настолько лениво, что начинаешь сомневаться в его желании заставить Таню уверовать. Он остановил время - Таня не уверовала. Он лично с ней заговорил - Таня не уверовала. Он её переродил - Таня не уверовала. Он наделил её божественной силой - Таня всё равно не уверовала. И вместо того, чтобы явить Тане очередное чудо, он решает с Таней... болтать. Эм, если что, все свои чудеса Мистер Хэ явил в процессе только первой серии, а всё остальное время он только болтал с Таней, иногда замораживая ради этого время. И кроме перерождения, на сюжет он влияния больше оказывать не будет.
      
Особняком хочется выделить Ансона Сью. Его линия противостояния с Таней, на самом-то деле, интересна, да и сам персонаж прописан достаточно хорошо. Ансон показан верным солдатом и хорошим отцом, а его одержимость местью Тане вызвана поражением его страны, в котором Таня сыграла не последнюю роль, и смертями его друзей и сослуживцев от рук Тани и её подчинённых. Ансон - простой солдат, которому сопереживаешь. Но его в аниме не так уж и много, гораздо больше картонок сверху.
     
                           
Серая мораль.
Отличительной чертой сериала и его огромным плюсом является так называемая "серая мораль". Герои здесь - не добрые и пушистые, сама Таня стремится разными способами отдалиться от линии фронта как можно дальше, а её отряд не испытывает жалости к вооружённому врагу. Мало того, однажды отряд Тани совершит военное преступление, что явно не описывает их как борцов за всё хорошее, против всего плохого. Враги же - это обычные солдаты, которые до конца будут стоять за свою страну, генералы, храбро вступающие в бой с тактическим гением Тани, и упомянутый выше Ансен Сью. Привычного для исекаев изображения врага как тупого сборища дикарей, которые злые, потому что злые, здесь нет (хотя в фильме появится). Здесь нет хороших и плохих, здесь есть страны, решающие свои интересы, и простые солдаты по обе стороны баррикад, сражающиеся за свою правду и свои идеалы. В каком ещё исекае вы встретите подобное? Правильно, ни в каком. Ну разве что во "Врата: там бьются наши воины" было что-то отдалённо похожее на это.
      
                                                     
Проблемы военной логики.
Одним из столпов сюжета является тот факт, что Таня додумалась собрать кучку магов в одном месте и создать из них специальный штурмовой отряд. Эта идея оказалась настолько революционной, что благодаря ей местный Рейх крайне быстро разбирается со всеми своими врагами. Казалось бы - логично. НО.
    
Война постоянно меняется, она эволюционирует. Первая Мировая война была позиционной, но она родила танки и авиацию, из-за развития которых Вторая Мировая, начавшаяся всего-то через двадцать лет, стала мобильной и подвижной. Вторую Мировую люди начинали с винтовками с продольно скользящим затвором и бипланами, а закончили с автоматами, реактивной авиацией и ядерным оружием. Конфликты двадцать первого века показали, что бомж с квадрокоптером может уничтожить любую бронетехнику или огневую точку, а из-за развития авиации и артиллерии массовые атаки сменились работой небольших штурмовых групп. И всё действует в обратную сторону, когда сложившиеся условия войны вынуждают создавать новые виды вооружения, роды войск и доктрины ведения войны.
    
И, собственно, сама проблема: в аниме война идёт несколько лет, есть особый вид войск, называемый боевыми магами. И за все эти годы войны ни одна сторона конфликта не додумалась использовать боевых магов в качестве разведчиков, диверсантов, летающей артиллерийской батареи и истребителей авиации, ни одна сторона не додумалась собрать магов в кучку и сделать из них натуральную группу быстрого реагирования. До появления Тани в конфликте все стороны использовали магов только в качестве артиллерийского наблюдения, патруля и воздушного прикрытия армии. И при этом эти же генералы допетрили до танков Pz III, которые в реальности выполняют часть функций отряда Тани! Генералы этой войны в принципе не догадывались об манёвренной войне до прихода Тани, как они смогли сформировать требования к танку Pz III, который предназначен для манёвренной войны? Вы додумались до узкоспециализированного и совершенно нового вида вооружения и рода войск, но при этом не додумались до использования уже имеющегося у вас узкоспециализированного рода войск? Диссонанса не замечаете, нет? Это как додуматься создать пикирующие бомбардировщики, потому что никто не знает, как использовать полковую артиллерию!
     
И казалось бы: ну чего я докопался до простой условности? Ну есть в аниме танки не из того периода, и что? А зачем тогда брать этот весьма специфичный период истории и добавлять в него элементы из других периодов? Это же не просто окопы в вакууме, это глубокая связь между экономикой, политикой и войной. Это сеттинг мира, который хороший автор должен прорабатывать, благодаря чему мы полноценно погружаемся в происходящие события. Ну а момент с танками, магами и генералами нам показывает, насколько автор не парился с сеттингом. И это есть плохо, потому что непроработанный сеттинг - это прямая дорога к Мери Сью. Мир без чётко прописанных правил начинает прогибаться под героя, что мы наблюдаем на протяжении всего аниме. А ведь основное правило хорошей истории заключается в том, что мир должен влиять на действия героя, а не действия героя на мир.
      
Если бы автор чуть больше читал про ПМВ, если бы он больше углубился в разработку собственного мира - Таня не была бы абсолютной Мери Сью. Скорее всего, убер-сила никуда бы не делась, но Таня не находилась бы в окружении идиотов.
     
                  
Картинка.
Картинка чёткая, вкусная. Сцены боёв - моё почтение, когда начинается очередная бойня - аж дух захватывает. Но! Как всегда есть одно "но": меня пугают лица женских персонажей. Можно назвать это особым шармом данного аниме, но... Святая Терра, да они же страшные, как ядерная война! Мужики же нормально вроде нарисованы, даже немного симпатично, с женщинами что тут не так? Почему мне от их лиц страшно и смешно одновременно?
     
         
Итог.
В аниме есть как много хорошего, так и много плохого. 
    
Хочется похвалить автора за то, что выбрал нетипичный сеттинг и нетипичного героя для исекая, что в принципе делает сюжет для исекая куда лучше обычного шаблона. Очень хорошо прописаны размышления о морали разных сторон конфликта, о допустимости тех или иных действий на войне, о человечности. Просела идея с Богом, но сама завязка идеи шикарна - это пока единственное виденное мною аниме, где Бог напрямую заставляет уверовать в себя. Картинка прекрасна.
      
Теперь поругаем автора. Героиня - типичная мерисьюха, второстепенные герои ничем не отличаются от картонок, сюжет всё так же строится на роялях в кустах, а выбранный сеттинг используется только в качестве декорации. Сюжет во многих местах предсказуем и скучен, а идея с Богом дальше болтологии не уходит. 
     
У меня сложилось чувство, что аниме (или его первоисточник) во многом сырое и недоделанное. Тем не менее, оно всё ещё лучше всего остального исекай-шлака. И своего полнометражного фильма. Смотреть аниме можно, оно не вызывает сильных негативных эмоций и способно пробудить интерес. Но готовьтесь к периодически возникающим наивности, предсказуемости и скуке.
     
     
Strike at zero hour,
With overwhelming firepower!
They're fueled by the fear in their enemies eyes!
It's a shock troop infiltration,
A fast and violent escalation!
Out of the trenches, the stormtroopers rise!
© Sabaton
  • Сюжет
    3 / 10
    плохо
  • Картинка
    8 / 10
    очень хорошо
  • Персонажи
    5 / 10
    посредственно
  • Серая мораль
    8 / 10
    очень хорошо
Итоговая оценка:
6 / 10 неплохо
Комментарии
↑ Наверх