Рецензия к аниме «Спираль»

ofuser
, 303 просмотра
1
Есть такое жанр, как "Лавкрафтианский ужас". Ещё его иногда называют как "Космический ужас". Появился он, как нетрудно догадаться, благодаря Лавкрафту. Главная суть этого жанра в том, чтобы опасность, угрожающая персонажам истории, была непонятной, непосильной, недоступной для полноценного осознания. Что-то в масштабах катастрофы природной стихии, которую ещё и встречаешь впервые в жизни, не имея представления, почему оно происходит, и как от него спастись.
 
Image 
Если попытаться подобрать аналогию, это как муравьи, которые оказались под нападением человека. У них нет возможности противостоять агрессору, остановить разрушения, которые он причиняет. Они не знают, почему он это делает и когда перестанет. Это угроза, которая находится за пределами их понимания, но прямо сейчас она уносит жизни муравьёв. И всё, что муравьи могут - это мельтешить, надеясь, что их не заденет, и ждать, пока человек сам не оставит их в покое. "Космический ужас" пытается воссоздать как раз такие безвыходные ситуации.
 
Image 
То есть, если вы собираетесь смотреть или читать что-то с "Космическим ужасом", будьте готовы к тому, что никто вам не будет объяснять, откуда опасность пришла, какие цели преследует и как её остановить. По этой же самой причине я Лавкрафта и не терплю. В его подаче материала лично я вижу авторскую лень описать свои ужасы. Особенно эта его формулирвка "Цвет, который невозможно описать" и её вариации к любым предметам и сущностям. Ну офигеть теперь - и что я должен с этого почувствовать был?! Но кому-то нравится эта пустота в описаниях, позволяющая заполнить недосказанность личной фантазией. Я вас не осуждаю - каждому своё, но мне не заходит.
 
Image
 
И хотя "Uzumamki" - это тоже "Космический ужас", данный тайтл я смотрел с бо́льшим удовольствием, чем читал Лавкрафта, потому что тут недосказанности меньше. Ну то есть да, нам всё ещё непонятно, кто/когда/кому/зачем, но в отличие от Лафкрафта, Дзюндзи Ито в деталях демонстрирует, что происходит с людьми в процессе нападения этой непостижимой силы.
 
То есть, если убрать всю мишуру из сериала и описать главную причину смотреть "Спираль" (как минимум для меня) - перед вами прям отборнейшая гурятина, сделанная с такой фантазией, с такой страстью, с такой выдумкой! Вы и представить не могли, что с человеком могло бы произойти именно такое, пока данный тайтл не увидите. Приблизительно, как наслаждаться картинами Здислава Бексински или Ганса Гигера.
 
Image
 
Я, конечно, прочие аспекты назвал мишурой, но они всё равно достаточно важны. Персонажи хоть и не могут объяснить, почему что-либо происходит, зато в подробностях обсуждают сам предмет события, очень грамотно и постепенно подводя зрителя к моменту, когда некая сущность начнёт убивать человека вычурным образом. И ты в этот момент будешь точно понимать, КАК это произошло - тебе покажут весь процесс ужасных истязаний человека. А по пути к ЭТОМУ моменту ты будешь пытаться предугадать, как же закончится текущая череда событий. Ну и разумеется, красноречивая мимика персонажей, которые воочию наблюдают нечто ужасное - для воссоздания импакта со зрителем.
 
Image 
Сюжет, можно сказать, отсутствует. Перед вами набор новелл, происходящих в одно и то же время в одном и том же городе с разными людьми, а Сюити Сайто, наиболее близко подступающий к понятию главного героя, пытается выжить сам и спасти подругу Кириэ Госима, которая становится участницей почти всех этих новелл. Наверно, Кириэ - немного более "главная героиня", зато немного менее "протагонистка". Но это уже дискуссия о тонах, да и не суть важно.
 
Image 
Персонажи, в целом, не отличаются какой-то глубиной, и бо́льшая часть героев, на самом деле - терпилы, которые живут в среде подступающего кошмара и ничего с этим не делают. Хотя это и не сильно бросается в глаза - вспоминаем дико терпеливый темперамент японцев, добавляем фантастического влияния города, заставляющего людей творить дичь, и досыпаем сверху тем фактом, что если о таких событиях рассказать полиции в другом городе - никто не поверит. Ну, и напоследок вспомним вот этого молодого человека, чьи попытки сделать хоть что-то против творящихся зловещих событий приводят к трагедии для самого добряка.
 
Image 
Так что пассивность людей в отношении ужаса - это не баг, а фича. Ну и в целом, надо понимать и принимать, что все эти люди - не прописанные персонажи, а статисты с поверхностным характером для реализации творческого замысла. Ну, или "художественное полотно". Даже главные герои - не то, чтобы личности.
 
ImageЕсли бы не широкий формат и высокое разрешение картинки, могли бы вы с лёгкостью сказать, эта картинка из манги или из сериала?
 
Рисовка тут очень яркая и запоминающаяся. Чёрно-белый стиль с чёткими контурами максимально дотошно воссоздаёт ощущение, что перед тобой буквально ожившая манга. А стиль рисования через ротоскопирование добавляет событиям приятно-тревожного чувства "Зловещей долины". "Зловещая долина" - это когда рисунок/анимация/фотография очень близки к реализму, но им чего-то не хватает для реализма полноценного. Когда что-то недостаточно абстрактно, но и недостаточно реалистично, а находится на некоем стыке правдоподобностей, тогда оно может вызывать тревогу и неприятные впечатления по каким-то психологическим причинам. Жаль, конечно, что ротоскопирование чаще происходило не по реальным кадрам, а по 3D-анимации, но тем не менее.
 
ImageОбратите внимание на сцену появления этого ученика в первой серии
 
Впрочем, качественная адаптация постигла только первую серию, и чем дальше по сюжету, тем всё сильнее скатывается сериал. Скатывается графически, падает режиссура. Многие сюжетные ветки пришлось обрывать и резать, из-за чего страдает повествование и связность событий. Третью серию рисовали вообще, как попало, и настолько дёшево, насколько только можно. Там больно глазам, гурятина не впечатляет, атмосфера отсутствует... Жаль, конечно, что не смогли выдержать планку качества, ведь первая серия мне прям очень-очень сильно понравилась! Но спасибо, что хоть на финал как-то собрали яйца в кулак и смогли выдать что-то более-менее пристойное.
 
ImageА вот появление персонажа во второй. Насколько проще стала картинка - видно даже по статичному кадру. Но видно, что авторы ПЫТАЛИСЬ придерживаться исходного стиля.
 
Так о чём, всё-таки, "Uzumaki"? Я максимально долго избегал этого вопроса, потому что это наименее важный для данного сериала аспект. 
В городе творится п****ц, и люди умирают страшной смертью от неизвестных причин. И все эти смерти так или иначе связаны со спиралями. 
На этом описание сюжета считаю оконченным и не требую знать большего. А если вам от сюжета нужно больше, то ещё раз прочтите суть "Космического ужаса". За примерами лучше бы обратиться к первоисточнику, но если настаиваете, то я их всё-таки приведу.
 
Image 
 Тут есть пацан, который погиб в автоаварии. Машина его не просто сбила, а намотала на колесо, смешав механизмы и умирающее тело. Из тела парня пришлось вытаскивать металлические запчасти, но его всё равно похоронили с рессорой в животе. Чуть позже благодаря рессоре он выпрыгнет из могилы и поскачет по улицам. Ещё есть человек, который будет постепенно превращаться в улитку со спиральной раковиной. И его постарались отрисовать максимально омерзительно. Одна из самых интересных вещей происходит с девушкой на обложке, которая будет всасываться сама в себя. И это очень завораживающе выглядит. 
 
В любом случае, я повторюсь - главная причина смотреть "Спираль" - интерес к гурятине, к боди-хоррору. Ну там, "Смешная нарезка детей Бондрюда", "расчленёнка Elfen Lied" и вот это вот всё... если вам подобная фигня интересна, то и "Спираль" зайдёт. Как минимум, поначалу. Ах да, непосредственно фансервиса в тайтл не завезли. Падения на грудь, купания в бассейне и прочая расслабляющая мишура - за этим обращайтесь в другой тайтл, а тут либо про жестокий мозговыносящий садизм, либо готовят к оному самыми разными способами. Даже на голых женщин тут как-то не сильно встаёт... Разве что вы ну очень целеустремлённый человек!
 
Image 
Страшно ли оно? Да не особо. Меня и манга не пугает. Впрочем, кого-то повергает в ужас и манга Дзюндзи Ито, и рассказы Лавкрафта... Не совсем представляю, как такие произведения могут пугать, но, возможно, корни уходят туда же, где находится интерес к Лавкрафтианской недосказанности, которую я терпеть не могу. Такие ужасы очень сильно полагаются на способность зрителя накручивать сам себя. Когда ты сам пытаешься вообразить, а что персонажи в этот момент чувствовали, а могли ли они избежать, а ради чего это всё было, и так далее. Но на меня такие методы не работают. Поэтому, читая мангу Дзюндзи Ито, я чаще восторгаюсь фантазией автора к истязанию человеческого тела, впечатляюсь художественным замыслом, а не жутким контекстом... Мда-а, странные у меня вкусы, конечно.
 
Image 
Кстати, об исходным материалах - в этот раз я не смог обойти этот вопрос стороной и в процессе просмотра начал читать и сравнивать мангу. И я был рад обнаружить, что авторы тут и там немного изменяли события, не скатываясь в дословный повтор. При этом авторы отдавали себе отчёт, что и ради чего они меняют. Манга рассказывает новеллы поочерёдно. А аниме старается рассказывать сразу несколько новелл параллельно друг другу, что позволяет более гладко размещать таймскипы. Ну, то есть да, в сюжете таймскипов очень много. Все метаморфозы растянуты во времени, и пока в манге герои просто перескакивают с одного дня (а то и месяца) в другой, аниме старается заполнить эти пустоты событиями соседней новеллы. Это позволяет собирать в одной локации несколько историй, подавать более осязаемое течение времени и грамотнее распоряжаться хронометражом.
 
Image 
А заодно хоть немного избавляет тайтл от такого привкуса как "обесценивание событий". Когда ты в манге привыкаешь, что почти каждая новелла происходит практически в вакууме от остальных - каждый раз новый персонаж умирает от абсолютно другой фигни (а многие смерти данного сериала никуда не ведут и просто углубляют сеттинг необъяснимой чертовщиной), то ощущаешь меньше импакта от событий. Несмотря на все переработки, в аниме это ощущение всё равно присутствует, но ощущается значительно слабее благодаря переплетению новелл.
 
Image
А ещё в манге, которую я читал, зачем-то отзеркалили страницы. Наверно, чтобы можно было читать слева направо, но из-за этого путаешься каждый раз, когда люди говорят про "право" и "лево".
 
К сожалению, результат получился тоже неидеально и порой приводит к нарушению собственной же логики  (после очередной кремации случился п....ц, и в городе запрещают кремацию вовсе... но это не помешало две серии спустя сжечь тело матери Сюити - этого бага в манге нет) . Но по большому счёту, переработка всё равно идёт сериалу на пользу, потому что смотреть за одну серию четыре-пять новелл одна вслед за другой по четыре-пять минут каждая - было бы гораааааздо тоскливее, как мне кажется. Да и метод повествования, как в Агрецуко (серии по 3-4 минуты) тоже мне зашёл. Так что лично я принятый подход одобряю.
 
ImageНе могу перестать восхищаться с тем, как авторы играются с красками в первой серии. Поистине шедевральный стиль картинки
 
Есть такое поверье, что правильно экранизировать мангу Дзюндзи Ито невозможно. Наверно, и текущая экранизация не передаёт тот самый Итовский ужас, который я и в манге разглядеть не могу. Но она достаточно качественно реализует в анимации всю жесть и гурятину, которая в движении выглядит куда более впечатляюще, чем на статичных панелях.
 
 Хотя, глядя в комментарии под "Спиралью", я начинаю думать, что если возьмусь сравнивать "Коллекцию Дзюндзи Ито" и соответствующие манги, аниме мне больше понравится, и что манголюбы сами не очень-то понимают, как экранизация должна выглядеть. Но вот, аниме выдалось не безупречным, а значит порочащим произведение и автора - сжечь и кастрировать. 
 
Image
 
Да, сериал потонул в производственном аду, и третья серия определённо вышла хуже манги, как ни крути. Качество анимации пробивает днищще, режиссура рушится в бездну, а в таких условиях и нарезка людей не такая весёлая, как хотелось бы.
 
Пожалуй, я всё-таки побуду оптимистом, и не буду настолько ругать сериал за падение в качестве - ему и так уже досталось. В своей итоговой оценке я больше сконцентрируюсь на достоинствах первой и последней серии, а не на недостатках третьей. А вы уже сами для себя оценку выведете.
 
Image
 Я нашёл пруфы, почему у женщин отсутствует логика. 
  • Стиль
    10 / 10
    шедевр
  • Сюжет
    4 / 10
    никак
  • Музыка
    8 / 10
    очень хорошо
  • Рисовка
    7 / 10
    хорошо
  • Атмосфера
    7 / 10
    хорошо
  • Персонажи
    5 / 10
    посредственно
Итоговая оценка:
7 / 10 хорошо
Комментарии
↑ Наверх