Рецензия к аниме «Евангелион»

NIАGARA
, 274 просмотра
0

«Евангелион» и его место в анимации.


Первоначально транслировавшийся с 1995 по 1996 год, "Евангелион" считается одним из самых знаковых произведений японской анимации. Эта репутация была заработана не только за её воспринимаемое качество, но и благодаря множеству нематериальных факторов. Некоторые из них имели отношение к неустойчивой постановке шоу, часто подстрекаемой блестящей, но уязвимой и непостижимой природой создателя Хидеаки Анно (чья личная борьба с депрессией вписана в ткань повествования).

Исходя из такого высокого мнения об этом аниме - я решил посмотреть его в начале 2020 года и оказывается, суета вокруг него вполне заслужена. "Евангелион" - одно из самых сложных и в целом плотных произведений повествовательного искусства, которые я когда-либо видел. У меня не было никакой реакции, кроме как сразу перейти к тщательному анализу, который я делал около месяца (и только пару дней назад вернулся к почти законченному материалу, дабы придать ему финальные очертания).

Таким образом, следующая рецензия представляет собой подробное глубокое погружение в сложные темы и смыслы картины. Так что, если вы ещё не видели само произведение, пожалуйста, сделайте это немедленно.


Коротко о Сюжете и к каким размышлениям меня привёл просмотр Евангелиона:

Наблюдение за "Евангелионом" - это глубоко интуитивный опыт. Подобно 14-летним подросткам, находящимся в центре истории, в конечном итоге вы испытываете столько разных эмоций, сколько нарратив хлещет в тоне и намерении произведения. В какой-то момент вы почувствуете себя парализованным, затем смущенным, затем злым, затем одиноким, и все это настолько сильные эмоции, что вы чувствуете, как в конечном итоге вывернуты наизнанку силой этих самых эмоций (или иногда их отсутствием). Произведение глубоко погружает вас в мозг своих персонажей, и хоть это редко бывает удобным местом (ещё бы оно было удобным), но в случае с Евангелионом - это выполнено потрясающе.

А это значит, что как зритель вы становитесь свидетелями зверств или чего-то положительного.

Первые два эпизода достаточно ясно прокладывают нам весь апокалиптический путь, заложенный в концепцию этого аниме. Стартуем мы с персонажа по имени Синдзи, отвергнутого ребенка в разгар депрессии. Он попадает в очень важную (для сюжета) ситуацию и в последствии ему приходится пилотировать одну из “Ев” - массивных роботов, созданных с целью уничтожения “Ангелов”, гигантских монстров, которые уже посеяли хаос в мире, пытаясь предотвратить апокалипсис.

Да, Евангелион твердо опирается на великую традицию "кайдзю против гигантских мех", которая простирается на протяжении всей японской кинематографической истории.

Предназначение этой традиции в том, чтобы зритель чувствовал себя чем-то большим, чем в жизни. Чтобы молодые люди чувствовали себя не просто взрослыми, но и великими и непобедимыми.

 

Но на самом деле это не относится ни к Синдзи, ни к чему-либо еще в Евангелионе. По правде говоря, мне трудно представить себе аниме, более заинтересованное в ОГРАНИЧЕНИИ мощности своих фантастических машин, чем это. А именно, мы часто видим, как "Евы" бегают по городу, будучи подключенными к гигантским, громоздким силовым кабелям, которые ограничивают их дальность действия. Кроме того, "Евы" могут работать только в течение очень короткого времени, когда те же самые линии электропередач отключены.

Это важно для произведения по двум причинам. Во-первых, эти ограничения делают сражения гораздо более драматичными. Всегда есть что-то вроде метафорического тиканья часов на заднем плане (это также дает большое преимущество врагу, чьи силы часто могут казаться как непреодолимыми, так и неограниченными).

Но даже бессмысленная техническая речь, которую вы слышите из диспетчерской во время сражений, работает, потому что авторы гораздо больше были озабочены созданием напряженности и укладкой препятствий перед нашими героями, чем тем, чтобы сражения казались внешне “крутыми".

Вторая причина короткого времени автономной работы мех (роботов) заключается в том, что это так идеально подходит для более крупной метафоры. Евангелион - это не пауэр-фэнтези* (* - это произведение, где герой заменяет читателя, и демонстрирует невероятное количество доминирования. По сути это игра (если мы говорим об играх), где вы обладаете практически безграничной силой и где игрок всегда прав). Это больше про Власть и Кошмар.

И в этой истории есть 2 специфических вида кошмаров, которые сосредоточены на подростковом переходе во взрослую жизнь.

Первый - это то, что я назову “кошмаром актуализации или самореализации". Это означает способность войти в механическое тело робота и внезапно осознать свою собственную способность мощь, которая выходит за рамки его изначального понимания. Но речь идет не столько о концентрации, сколько о чистоте эмоций, и именно поэтому техники продолжают называть это состояние "синхронным". Именно эта чистота чувств делает детей такими идеальными пилотами Евы, ибо кто еще подвержен эмоциям так глубоко и чисто, как юный школьник средних классов?

Обратите внимание на то, что по ходу повествования, все взрослые вокруг детей стали намного лучше лгать, абстрагироваться, держать свои сердца закрытыми по отношению к ним и многое другое. Но дети гораздо более примитивны в этом плане именно из-за неспособности контролировать свои эмоции. Вы даже можете видеть, как эти гладкие, изящные роботы внезапно начинают горбиться и выть как волки, начинают рвать и буквально едят друг друга, и всё это из-за связи, которая выходит далеко за рамки простого человека и машины. Когда заканчивается второй эпизод, все хвалят Синдзи за его трансцендентное насилие над "ангелом", потому что это помогло всем “обезопасить себя”, но он совсем не чувствует себя хорошо от своих действий. Он чувствует себя так, словно поддался самым ужасным эмоциям и спустился в пучину ада, и чудовищный демонический глаз следует за ним в его сознании.

Это приводит ко второму взрослому моменту: "кошмару ответственности". Теперь, когда он обрёл силу, Синдзи столкнулся лицом к лицу с этическими затруднениями, которые преследуют многих взрослых. Да, он узнает, что его насильственные действия могут спасти людей, но они также создают сопутствующий ущерб и еще больше страданий для некоторых на этом пути. Видя травмирующую цену своих действий, Синдзи пытается выйти из программы Евангелион и уйти от всего этого.

Но при этом он постоянно узнает еще более травмирующую цену его бездействия, поскольку его отсутствие порождает ещё больше насилия и потерь среди других пилотов. Столкнувшись с чем-то вроде Уловки - 22*, Синдзи понимает, что он должен продолжать пилотировать "Еву", но он приходит к еще более ужасающему пониманию того, что это на самом деле означает. Когда вам дают полный кардбланш на насилие, единственным способом пережить этот кошмар для Синдзи становится - самому стать этим кошмаром.

(*Уловка - 22 - это такой манипулятивный приём, при котором неподготовленный человек попадает в ловушку своего выбора. Почему "ловушку"? Потому что, какой бы выбор он не сделал из предложенных, все равно останется в проигрыше)

Вы чувствуете вес каждого решения, как будто история преподносит нам ужасающее влияние нашего собственного поведения. И метафора "стать кошмаром" становится даже буквальной, когда мы узнаем, что "Евы" на самом деле сделаны из ангелов, тех самых "зверей", с которыми они должны сражаться. Евы были построены, чтобы быть средством спасения, но по своей сути они предназначены для того, чтобы убивать и разрушать так же, как и их противник.

Это имеет смысл, когда персонаж позже называет пилотирование Евами "проклятым существованием".

 

ПЕРСОНАЖИ, помимо нашего ГГ:

Давайте начнем с Аски. Она - отважный рыжеволосый "второй ребенок" из Германии, которого привезли, чтобы помочь пилотировать выход в открытый космос. Она также является непосредственным оппозиционным персонажем для Синдзи, потому что её характер наглый, полный лести и гордости за свою привлекательность.

Она позиционирует себя как "взрослую" и скучает по гораздо более старшему Кадзи. Она фактически пытается показать ему свое тело, чтобы доказать, что она теперь взрослая. Когда вы добавите всё это вместе с её тщательно спланированными играми поцелуев с Синдзи, вы получите полное представление о психологии Аски. Потому что то, что она действительно хочет, это полное чувство контроля и автономии. И это потому, что её личный кошмар - это полное его отсутствие.

Что-же касается нашего следующего персонажа: Рей находится на противоположном конце палки, когда дело доходит до таких вопросов, как контроль, потому что она имеет абсолютно нулевой контроль над своей жизнью. Мы должны понимать, что говорим о персонаже, который был искусственно создан учёными. Она буквальная марионетка. Таким образом, она подчиняется любой команде. Это потому, что она хочет быть "хорошей" и оправдать ожидания окружающих.  Именно поэтому большая часть путешествия ее персонажа в конечном итоге становится поиском ее собственной независимости.

Теперь для нас было бы типичным противопоставить двух персонажей, Аску и Рей друг другу. Сказать, что Аска "правильная", а Рей "неправильная" и всё в этом духе. По большей части Аску критикуют за то, что она слишком хамская и откровенная, Рей за то, что она недостаточно откровенна. Что означает "правильность" их поведения, технически не имеет значения. И мы не будем вдаваться в эту глубокую тему и оставим её кому-то ещё.

 

АНИМАЦИЯ и ВИЗУАЛ:

Настоящее благо анимации заключается в том, что её базовая нереальность - то есть картинки - не требует реального доверия, поскольку мы с самого начала знаем, что люди не воспринимают мир анимации точно так же как и свой. Анимация и визуальные эффекты в данном произведение выполнены хорошо. Нет каких-либо конкретных пунктов, которые бы хотелось выделить. Всё гармонично и вполне достойно своего времени.

 

МУЗЫКА:

Вторая техническая составляющая, которая призвана удержать внимание зрителя до раскрытия истории - это музыка. В этом смысле у Евангелиона всё просто отлично. Йоко Такахаши исполнила песню: Zankoku na Tenshi no Te-ze "The Cruel Angel's Thesis", которая использовалась в качестве опенинга. Он въедается в память так сильно, что забыть его или не узнать среди прочих, просто невозможно. Песня "Fly Me to the Moon", первоначально написанная Бартом Ховардом, была исполнена различными певцами и актерами озвучивания из аниме, и эти версии использовались в качестве заключительной темы - эндинга. Большую часть прочей музыки написал Сагису Сиро. Она тоже в неком роде уникальная и перепутать её с другой - если и не невозможно, то как минимум трудно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Когда вы оглядываетесь назад, дуга Евангелиона почти кажется жестокой в ретроспективе, но от эпизода 6 до эпизода 14 или около того, кажется, что всё начинает становиться лучше. Синдзи учится лучше общаться с другими людьми. Он учится работать с Аской (их танцевальный эпизод - это одна сплошная радость). Ему даже удаётся построить нечто, что более или менее ощущается как семья, жизненный ритм и профессия. Но проблема с приобретением чего-то в жизни заключается в том, что тогда у нас внезапно появляются вещи, которые можно потерять. И вот тогда-то настоящие кошмары поднимают головы и нападают с новой угрозой.

Но Евангелион выбирает свои моменты жестокости с лазерной проницательностью. Он строится на конфронтации с тщательным, обдуманным планированием, приводя в движение каждый выбор, давая время и размышления, прежде чем они нанесут удар, даже убаюкивая вас на долю секунды надежды, прежде чем пресловутый Дамоклов меч обрушится вниз.

Большая часть насилия в произведение происходит так быстро, что вы порой не успеваете на это реагировать. Но вы никогда не почувствуете, что есть какой-то тайный катарсис или наслаждение в насилии в этом аниме.

Подобно "Евам", наши тела могут быть безмятежными или звериными, а наше насилие может быть текучим или животным. И Евангелион всегда говорит вам что-то на тематическом уровне, когда он выбирает, что есть что и почему.

Если бы вы попросили меня выбрать стандартную тему из двух слов, чтобы подвести итог Евангелиона - мой лучший ответ был бы в том, что это исследование "первородного греха". Вы, наверное, слышали этот термин раньше и знаете, что это такое: Адам и Ева в саду. Бог говорит: "Не ешь это чертово яблоко!" Но Ева вместо этого слушает какую-то змею и съедает его. Прощай, рай. Привет, всю жизнь трудиться и страдать.

Кстати, что более забавно -  в аниме нет никакого ПРЕДНАМЕРЕННОГО Библейского смысла. "Честно, не беспокойтесь. Библейская символика в Евангелионе бессмысленна. Я на самом деле не знал, что значило большинство образов, и использовал их только потому, что считал их крутыми" - слова режиссёра Хидэаки Анно.

.

.

В своем финале Евангелион не утруждает себя тем, чтобы сказать вам, способны ли Синдзи и его друзья спасти мир. Вместо этого он говорит: "Да, мир катится в ад, и, возможно, мы все обречены — но если ты найдешь способ любить себя и общаться с другими, ты сможешь сделать свою борьбу с пустотой стоящей".

  • Сюжет
    8 / 10
    очень хорошо
  • Музыка
    10 / 10
    шедевр
  • Анимация
    8 / 10
    очень хорошо
  • Атмосфера
    10 / 10
    шедевр
  • Персонажи
    8 / 10
    очень хорошо
Итоговая оценка:
9 / 10 великолепно
Комментарии
↑ Наверх