WARNING! В ТЕКСТЕ СПОЙЛЕРЫ, ПЕРЕСКАЗАН ВЕСЬ СЮЖЕТ!
Что особенного с вами произошло вчера? А за последнюю неделю? Месяц? Честно говоря, я сам с трудом отвечу на эти вопросы. Когда жизнь проходит...стабильно не особо концентрируешься на том, что было, что будет и насколько это «было и будет» отличается у других людей. Вообще,человек быстро ко всему привыкает,особенно к хорошему, и не задумываясь о том, что жизнь может круто измениться в самый короткий срок, стремится сохранить свой небольшой уютный мирок.
Я, конечно, отвлекся,а может и излишне увлекся, в тексте уже почти сотня слов, а рецензия будто и не началась ещё. Здесь могла быть ваша реклама. Итак, Япония, лето 1945 года, американцы бомбят Кобе напалмовыми бомбами. Дома, люди, целые кварталы сгорают в одночасье, и в эпицентре всего этого ада находится четырнадцатилетний мальчик Сэйто со своей младшей сестрой Сэцуко.
Потеряв дом и мать в огне, Сэйто вынужден быстро повзрослеть и взять на себя ответственность за жизнь своей сестры, ведь война не знает жалости ни к кому; мужчины, женщины, дети, старики,- смерть идет по пятам за каждым. Кому-то удается выжить, кому-то — нет, а почему…? Как много зависит от людей или выживание— лишь вопрос везения? Впрочем, этими вопросами задаются лишь потомки и историки. Во время войны люди выживают, а не думают о том, как выжить.
Итак , Сэйто и Сэцуко находят приют у тетки. Сначала она проявляет сострадание, но со временем относится к детям все менее благосклонно. В конце концов она прямо называет их «бездельниками» и «клопами» и оскорбляется их «неблагодарным поведением», потому что мальчик целыми днями сидит с сестрой и пытается отвлечь её от ужасов, творящихся вокруг, а Сэцуко, в свою очередь, часто капризничает и плачет по ночам из-за тоски по матери, мешая спать дочери и постояльцу тетки, которые, цитата, «трудятся во имя Родины».
Одними оскорблениями дело не кончается и, фактически осиротевшие, дети решают уйти, найдя новый дом в заброшенном убежище у реки. С этого момента выживание брата и сестры полностью зависит от Сэйто. Сначала все идет хорошо, но еда постепенно заканчивается, Сэцуко заболевает, её кожа покрывается сыпью, а силы покидают тело. Местные говорят Сэйто извиниться перед тетёй и вернуться к ней жить, но он игнорирует этот совет.
Тут кто-то закидает помидорами «глупого мальчишку», который относительно комфортному крову предпочел свою гордость. Но тут не все так просто. Чем думала тетка, когда обвиняла осиротевших детей в безделье, но при этом с удовольствием меняла их вещи на рис и использовала их припасы? Чем она думала, когда отпускала их жить самостоятельно?
Сэйто и Сэцуко дети офицера и, очевидно, в довоенное время не знали бедности и лишений, поэтому во время войны они отчаянно пытаются вернуть все на круги своя, сформировать свой небольшой мир, который не тронут ужасы извне. Проще говоря, дети не могут принять реальность в полной мере и пытаются убежать от неё, что в итоге приводит к печальным последствиям.
От реальности не убежать. Сэцуко становится все хуже и хуже, врач констатирует истощение на фоне голода. Сэйто, в свою очередь, пытается сделать все, чтобы его сестре стало лучше: ловит лягушек, ворует с полей овощи, мародерствует во время бомбежек, но этого все равно не хватает. В один день «Сэцуко засыпает и больше не просыпается», а через месяц и сам Сэйто умирает от истощения, что показано в начале фильма.
Тут и встает вопрос,а лежит ли ответственность за смерть сестры на брате ? Ответственность за смерть племянников на тетке? Извинись Сэйто или не будь тетка так строга к осиротевшим детям, все могло пойти иначе. Пара месяцев, а может и недель, могла кардинально изменить данную историю. И это не подводка к претензии а-ля «а ведь можно было сделать хэппи-эндс радугой и единорогами», это лишь размышления.
Тут нет однозначно правых и виноватых, хоть в моём понимании тётка та ещё сука, судить людей и выставлять ярлыки в такой ситуации слишком высокомерно, мало кто будет кормить «чужих», если «своим» не хватает. Да и, как показывает практика, многие не будут даже тогда, когда и «своим» хватает более чем.
Смерть Сэцуко показана очень трагично, ведь она идет на контрасте с капитуляцией Японии и возвращением страны к мирной жизни. Люди вокруг радуются новому «солнечному» дню, занимают свои брошенные дома, угольщик с улыбкой на лице продает уголь для кремации и советует использовать бобовые стебли, которые "очень хорошо горят", город потихоньку оживает и никто даже не задумывается о том, что где-то там, в поле, дымит костер, а рядом с костром сидит истощенный мальчик и смотрит, как горит корзина, в которой находится тело его сестры. Сестры, которой всегда будет четыре. Сестры, которая ещё пару месяцев назад бодро бегала по улицам и радовала сердце своим детским звонким смехом.Теперь же, единственное, что от неё осталось — небольшая кучка праха и костей, символично помещенных в жестяную банку с леденцами.
Все ужасы войны показаны реалистично, от лица обычных мирных жителей, которые просто хотят жить. Говорить о том, что фильм очень тяжелый — это все равно, что написать у себя на лбу «Капитан очевидность»большими буквами. Кадры из аниме врезаются в память и сердце, оставляя после себя ком огромный в горле.
Аниме снято по полуавтобиоагрофичному рассказу Акиюки Носоке, пережившего бомбардировки Кобе и потерявшего в них двух сестер. Режиссер Исао Такахата также пережил бомбежки в возрасти девяти лет, поэтому пейзажи вокруг максимально точно передают ощущение «выжженной земли» и безнадежности.
Авторы не используют специальных приемов, чтобы лишний раз надавить на эмоции, этого и не нужно,всю работу делает постановка и рисовка.Зритель наблюдает за миром как бы со стороны, пока герои все время находятся в движении, позволяя ему (зрителю) узреть быт и жизнь людей того времени. В будничное повествование очень тонко вшиты элементы фантастики, выраженные в духах брата и сестры, наблюдающих за своим прошлым среди алых светлячков. Вообще светлячки играют в произведение немалую роль, они одновременно олицетворяют и надежду, и воспоминания о прекрасном прошлом, и краткую человеческую жизнь, и вспышки бомб в небе. Не просто так аниме названо "Могила светлячков".
Анимация персонажей в фильме шикарная. Особенно мне понравился язык тела Сэцуко, её движения ощущаются по настоящему детскими, где-то чуть неуклюжими, где-то чуть зажатыми. Такая проработка делает героиню очень живой,образ ребенка, живущего во время войны, но до конца не понимающего этого, получился настолько точным, что берет за душу и не отпускает до самого конца.
Я не планировал эту рецензию, однако после просмотра руки сами потянулись к текстовому редактору.И, если обычно мои рецензия — это попытка анализа произведения, то эта , наверное,больше попытка анализа эмоций и мыслей,вызванных произведением. Вот такой вот псевдопсихоанализ, да простит меня дядюшка Фрейд. В любом случае я рад, что смог почувствовать то, что почувствовал. А нужно ли аниме смотреть или нет —решайте сами.
Здесь могла быть ваша реклама. Итак, Япония, лето 1945 года, американцы бомбят Кобе напалмовыми бомбами. Дома, люди, целые кварталы сгорают в одночасье, и в эпицентре всего этого ада находится четырнадцатилетний мальчик Сэйто со своей младшей сестрой Сэцуко.