Сложнее всего, пожалуй, разбирать противоречивые тайтлы. Если тайтл идеален или очень плох, то довольно просто однозначно сказать, почему это так. Но произведение, в которое я ушел на 2 месяца, имеет как множество сильных преимуществ, так и немало недостатков, из-за которых многие бросали произведение (по моим наблюдениям). По этой причине есть очень много мыслей, которые можно озвучить насчет данного тайтла.
В этой рецензии я сделаю сразу несколько вещей. Во-первых, постараюсь привлечь внимание тех, кто с произведением не ознакомлен и попытаюсь всеми силами показать, что оно достойно вашего внимания. Во-вторых, расскажу обо всех трех интерпретациях (ранобэ/манга/аниме) истории, так как они друг от друга значительно отличаются. И, наконец, в-третьих, напишу свое мнение насчет всего тайтла и все, что к нему может вообще прилагаться. Приступим.
Завязка:
Главный герой – Хасэгава Кодака – возвращается жить в свой родной город спустя 10 лет, поступая во второй класс старшей школы (10 по-нашему) академии Святой Хроники. Из-за своего экзотического внешнего вида и неудачного первого впечатления у его одноклассников, Кодаке не удается влиться в новый коллектив, и он становится одиночкой без друзей. Спустя несколько месяцев учебы, Кодака встречает в пустом кабинете свою одноклассницу – Микадзуки Ёдзору, которая (наедине или в одиночестве, даже не уверен) болтает со своей воображаемой подругой. В ходе их разговора оказывается, что у нее, как и у него, совершенно нет друзей. После непродолжительной беседы Ёдзоре приходит идея создания собственного клуба, который поможет им в том, чтобы стать нормалами (а.к.а самодостаточными, нормисами, риадзю). Так появляется «Клуб соседей», неофициальная цель которого – поиск друзей.
Сюжет:
Школьники, которых не приняло общество или которые сами не захотели в него вливаться, вступают в клуб, где они целыми днями играют в видеоигры, настолки, пишут любительские истории, ставят небольшие сценки и устраивают вечеринки. Одним словом –бездельничают, но бездельничают все вместе. Постоянно собираясь в клубной комнате, герои постепенно влюбляются друг в друга, ссорятся, узнают что-то новое и, наконец-таки, начинают дружить. Иначе говоря, сами того не замечая, они проживают полноценную юность, но в удобном для себя формате. Говорю именно так, потому что обычно аниме такого рода затрагивает более обыденные темы. Haganai же не стесняется обсуждать все то, что у человека ниже пояса, и вкидывать очень стыдные шутеечки. Чего стоят только обращения Марии к окружающим («Вы все какашки!») или игровые предпочтения Сэны и Рики.
Персонажи:
Я бы мог сейчас потратить тысячу (без преувеличения) слов на то, чтобы рассказать, чем выделился каждый персонаж, почему же он особенный на фоне остальных и из-за каких внутренних бесов у него не получается стать частью нормального общества, но поскольку к сути произведения это имеет отношение крайне посредственное, то буду говорить лишь общими словами.
Каждый из участников клуба (кроме Кодаки --_--) невероятно хорош в чем-то. Отличились больше всех, разумеется, Сэна и Ёдзора, которые прекрасны буквально во всем. Прочие же участники клуба либо обладают экстраординарными способностями (Рика и Мария), либо обретают популярность среди учеников школы по причине своей уникальности (Кобато). Юкимуру можно отнести в оба списка, в целом.
Такое разнообразие необычных героев очень подходит истории, в которую они попадают, поэтому их уникальность не вызывает вопросов. Каст из 7 основных персонажей прекрасно выполняет свою функцию и как дает возможность углубиться в жизнь и прошлое героев, так и обосновывает их оторванность от общества. Думаю, каждый найдет в каком-то из персонажей много от самого себя или же проникнется кем-то до глубины души (хотя это уже больше относится к части истории после аниме) – здесь тайтл не даст заскучать. Это, кстати, еще и отлично сказывается на их взаимодействии меж собой, ибо у не совсем обычных людей социальное взаимодействие друг с другом будет тоже не совсем обычным, а потому и не столь предсказуемым, что, как мне кажется, играет на руку истории.
Далее буду постепенно раскрывать каждую из тем, выделяя разные интерпретации истории. Начну с более простого.
Рисовка:
Аниме и ранобэ:
Так как аниме, по сути, повторяет рисовку ранобэ (ибо аниме = адаптация ранобэ), то беру их как общий организм. Очень характерная для тех времен (таки 2011 год) рисовка – в какой-то мере уникальная, немножечко корявенькая и при этом симпатичная. Одним словом –запоминающаяся. Аниме достаточно слабо подчеркивает эмоциональные моменты, буквально будто перенося текст из ранобэ. Да, на большинстве из таких есть паузы и немножечко эффектов, но на этом, тащемта, и все. Рисовка не старается подстроиться под ситуацию, она просто существует и не меняется по истечении времени (единственно ярко выделенный момент в аниме на моей памяти был в конце 1 сезона, когда Кодака узнал в Ёдзоре Сору). Лично для меня это стало минусом, но может кому-то покажется, что в этом есть свой прикол – не выделять особые моменты в повседневности школьников-неудачников, ведь в их жизни нет ничего такого особенного, что можно было бы так выделить. Я принимаю такую точку зрения, но на фоне манги… (а вот и к ней)
Манга:
Пожалуй, рисовка примерно с 11–13 томов манги – лучшая рисовка, которую я вообще когда-либо видел. Для слайса (ромкома), по крайней мере. По мере написания манги, рисовка сильно преображалась, но она ни в один момент истории не была похожа на первоисточник. Пока читал заключительные тома, буквально испытывал своего рода экстаз, смотря на прорисованность персонажей, на их уникальные черты лица или прическу и на рисовку всего мира в целом. Последние 4 тома в этом смысле просто нечто. Считаю, что будет достаточным прикрепить арт, который был размещен на первых страницах 16 тома – в нем рисовка достигает своего апогея, придавая особенной помпезности арки с Рождественской вечеринкой 2-го класса старшей школы.
(больше заливать не буду, потому что мною были найдены только английские сканы, которые лежат в ужаснейшем качестве, поэтому рекомендую ознакомиться с версиями манги Российского издателя)
Дальнейшие разделы содержат спойлеры сюжета, однако мощные твисты я все равно скрою за спойлером, если вдруг вы ломаетесь, но еще хотите дать тайтлу шанс. Если не хотите даже этого (или наоборот, уже решились на просмотр/чтение), то сразу перескакивайте на «Итог:», где я уже расскажу свое мнение в общем и дам рекомендации по тому, с какой версией истории стоит ознакомиться в первую очередь.
Для начала, дабы не накидывать мяса на отсутствующий скелет, расскажу суть истории в целом – о чем же конкретно хотел нам рассказать тайтл?
Суть «высказывания»:
Сокращая до пары слов – старшеклассники, которые пытаются понять, кто они в этой жизни, строят взаимоотношения с людьми, параллельно с этим узнавая неписанные истины. Принятие себя, возможность полагаться на помощь других, развитие эмпатии, здравая самооценка и принятие ответственности за свои решения, даже если они не самые однозначные – все это темы, которые волнуют героев истории. Ссорясь друг с другом, выстраивая дружеские и даже порой романтические отношения, они то и дело совершают разные выборы – один за другим, постепенно достигая точки кипения, когда их принципы (например, высокомерие Сэны и непонимание ею окружающих) сталкиваются с чужими такими принципами (например, неприятие такого отношения Сэны окружающими. Пусть этим «окружающим» будет Ёдзора).Столкнувшись, они неизбежно отталкиваются друг от друга, не в силах просто так отринуть свои принципы, однако постепенно возвращаются друг к другу и приходят к некоему компромиссу (Сэна осознает, что, даже если она того не хочет, она может обидеть окружающих, а Ёдзора осознает, что Сэна имеет основания так относиться к другим :DDD).Подобный путь проходит каждый герой, наиболее яркий пример, конечно же, Кодака(особенно образца ранобэ). (Вы, возможно, скажите, что это литералли описание пути любого не моэшного ромкома и даже будете частично правы. Однако в этой истории подобно ОрэГайру, романтические отношения не занимают доминирующую роль, а даже наоборот. Но об этом в сравнениях)
Именно проходя через прорву подобных ситуаций, постепенно раскрепощаясь и пропитываясь состраданием друг к другу, герои становятся лучшей версией себя и находят тех самых заветных друзей. В этой логике заключены ответы сразу на несколько вопросов, но главный из них, который ставит тайтл еще в первой серии аниме – «Как люди становятся друзьями?»
Тогда зачем же говорить про различия, если все так легко описывается в одном абзаце?
Интерпретации истории по-разному раскрывают разных героев. Какая-то версия больше уходит в романтические отношения, какая-то остается в рамках дружеских. Каждая история делает это по-разному, однако это все проявляется в мелочах и подрезанных (или же наоборот, сохранившихся) сценах. В связи с этим считаю важным составить соответствующие сравнения.
Различия интерпретаций истории:
Аниме:
Первое, что, очевидно, нужно сказать – аниме перенесло не всю историю на экраны. Экранизировано целых(как может показаться) 8 томов ранобэ из 11 (не считая глав CONNECT). В отличие от ранобэ и манги, Кодака, в финальной сцене (аниме. В ранобэ это начало 9-го тома и в манге – 15-го) никак даже не намекает на свои чувства к Сэне (В отличие от оригинала, где он признается Рике, что любит Сэну). В этом смысле аниме рассказывает больше о дружбе, чем о любви. Жанр «гарем» отходит на второй план, скорее оставляя лишь лулзы, которые с ним связаны. Например, когда Кодаку приглашает каждый член клуба на (типо) свидание, и он решает прийти на встречу сразу со всеми, кто его звал. Конечно, то тут, то там вкидываются от девочек однозначные намеки, говорящие об их чувствах, но по-настоящему действовать за все время аниме стала лишь Сэна.
Кроме этого, можно выделить некоторые мелкие подрезанные сцены из ранобэ и немного кастрированный юмор в сравнении с оригиналом. Самый яркий такой пример – сцена, где герои на море рассказывают друг другу страшные истории.
Здесь прокол сразу по 3-м фронтам – комичности лишилась реакция соклубовцев на историю Кодаки – все угрюмо молчали, кроме Марии, которая громко смеялась (в одной переставленной за этот эпизод главе, Кодака рассказывал смешные истории, над которыми хохотала только Мария. Так что ее гогот над страшной историей, как по мне, обретал на этом фоне особый комический эффект).
Также непонятно, почему историю Юкимуры сразу категорически отвергли (на самом деле она стала рассказывать одну из историй Кодаки, которые, как я уже сказал, никому, кроме Марии, не понравились).
Последний прокол –«история» Рики. Даже если брать оригинальную японскую речь (ибо на русском шутку выкупить вообще нереально), то юмор здесь, в отличие от манги и ранобэ, вообще не раздекодили. Ужас её истории заключался в том, что в пейринге поменяли местами двух персонажей (а именно роли пассив/актив). Озвучено оно буквально как «когда купил додзю (додзинси – фан-комикс по произведению), а там не «персонаж-1 x персонаж-2», а «персонаж-2 x персонаж-1»!» Зрителю и пары секунд не дают подумать над тем, что история вообще значит и она тут же сливается, теряя всякий юмор.
Вот так этот эпизод превратился из очень смешного в несколько непонятный по причине переставленной главы и отсутствия пояснений.)
.
Манга:
Единственное отличие от аниме было уже указано, так что тут и в разделе «ранобэ» сравниваются только манга и ранобэ.
Манга не очень аккуратно, но все-таки ровненько, подшлифовала историю из ранобэ. Здесь стоит отметить, что события томов, идущих после окончания аниме, являются крайне динамичными и скоростью развития действий затмевают все прошлые тома. В этом промежутке и получились основные изменения историй. Далее пойдут спойлеры, однако самые категоричные я спрячу (хотя есть шанс, что вы без них ничего не поймете).
Самое важное и влиятельное изменение в сюжете – это сцена признания Юкимуры в чувствах Кодаке. Это та сцена, в которой в манге наступает «конец», а в ранобэ история только лишь проходит свой пик, приходя к некоторому спаду. Но сейчас чисто по факту случившегося в манге.
Кодака отклонил предложение. И это приводит нас сразу к 2-м фактам. Первый – он наконец-то смог сделать осознанный и самостоятельный выбор, который бы в любом случае принес кому-либо неприятности. Он вырос над собой и начал брать ответственность за свои поступки. Второй – клуб продолжает жить так же, как до кульминации (события прямо перед разбираемой сценой). Члены клуба (старше 12 лет) влюблены в Кодаку и претендуют на место его спутницы жизни, а клуб продолжает дурачиться буквально до конца манги.
С одной стороны, последние 2 тома получились крайне пресными на события. Туда напихали глав из тома CONNECT (по сути, том из флешбеков) и те главы, которые в ранобэ еще бодро развивали события, а в манге стали почти что филлерными. Поэтому и кажется, что сцена с предложением – это концовка манги. Все-таки дальше никаких невероятных событий и не происходит. С другой стороны, история получилась более гармоничной и размеренной. Участники клуба решили свои конфликты с враждебным внешним миром и после него пришли к некому умиротворению. Теперь клубная деятельности стала похожа не на беснующийся рой, а на… вечные каникулы.
Суммируя сказанное – герои перестали пытаться меняться в угоду обществу. Они пошли против него, так как теперь у них появились друзья, которые готовы поддержать в трудную минуту и пойти войной против всего мира вместе с тобой. Тот клуб, который должен быть «местом, где нам можно быть собой» стал реальностью. Финальная точка – это обретение тех самых друзей, которые «дороже, чем сотня других, обычных друзей».
Смотря на последние страницы, хочется лишь плакать от щщастья…
Ранобэ:
Манга подрезала сцены, в основном, по мелочи, однако есть и полностью вырезанные главы (самый яркий и некритичный для сюжета пример – поход Кодаки и Рики по стилистам в середине 10тома). С некоторыми подрезанными сценами я был согласен (постоянные кринжовые вбросы про великое будущее участников клуба, которые умещались в один абзац), о потери некоторых я сильно сожалел (например, второй культурный фестиваль).
К различиям.
Сразу перейду к той самой сцене. В оригинальном же произведении Кодака принял предложение (То есть, начал встречаться с Юкимурой). В целом, весь сюжет до этого момента так или иначе был идентичен манге. Забегая вперед, концовки, если не брать в расчет путь до них, одинаковые. Однако же гораздо интереснее узнать про этот самый путь.
Итак, не буду вдаваться в детали того, чем обосновано решение сделать такой хот-твист и почему поступить иначе (по моему мнению) было нельзя (если не переписывать историю). Вы можете обмозговать это сами, прочитав обе версии истории (или спросить об этом под рецензией, гегеге).
Несмотря на то, что в ранобэ эта сцена поставлена так, что Кодака не совершает осознанный выбор(представляясь читателю еще более жалким и бесхребетным), ее смысл, пусть в краткосрочной перспективе туманный и возмутительный, раскрывается ближе к концу истории. По версии ранобэ, Кодака начинает уделять время также и отношениям. Причем, все в той же сцене раскрываются еще и чувства Рики, которые еще лучше открывают нам картину того, как обстоят отношения между соклубовцами (все-таки в манге ветку с близкими отношениями Кодаки и Рики закончили раньше, к моменту этой сцены и до конца манги они (отношения) уже никуда не развивались).
Итого в манге после этой сцены мы имели уже почти готовую историю (осталось только закрыть ветки героев и немного обосновать их дальнейшую судьбу), а здесь же мы получаем сильное развитие главного героя. Помимо того, что у него появляется пассия, он также терзаем и своими романтическими чувствами к Рике.Оба этих факта вплоть до развязки истории играют первоочередную роль в развитии событий – Кодака много времени уделяет девушке и много времени ломается по своей подруге. Второй факт, в конце концов, поможет ему принять свои чувства и лучше понять чувства Ёдзоры, что, по моему мнению, делает ветку отношений с ней намного более цельной и понятной, а первый факт…
В канун Рождества пассия Кодаки ставит перед ним выбор – он празднует Рождество либо с ней, либо с клубом. Вопрос этот был поставлен из ревности, ведь проводя время в клубе, Кодака ощущал себя явно счастливее. Поэтому и выбор был для него очевидным – братву на сись новый год он провел в клубной комнате.
Далее история развивается идентично манге.
В чем же разница? В этой версии Кодака несколько больше (целый год по таймлайну тайтла) оставался бесхребетным терпилой слабохарактерным человеком, однако вырос над собой, не только совершив разовый намного более серьезный и ответственный выбор – все-таки бросать любящего тебя человека еще тяжелее, чем ему отказывать, – а еще и работая над собой в отношениях. Здесь намного больше времени уделяется РОМАНТИКЕ. Той самой, прям романтике. Делая историю, опять же, по моему мнению, более насыщенной и драматичной, а персонажа Кодаки (и всех причастных, но в чуть меньшей степени) более живым. Герои наконец-то открыли друг другу свои истинные чувства, несмотря на прошлые страхи, и теперь клуб соседей стал местом, из которого не хочется уходить никогда. Местом, где тебя всегда поймут и примут таким, какой ты есть.
Так какая же версия лучше?
Хотелось бы сбросить бремя выбора на читателя, но ответ будет чуть более обширным.
Аниме:
Усеченная версия истории, которой многим хватает, но которая несет в себе малую долю заложенного смысла. От себя рекомендую ознакомиться (может даже в последнюю очередь), но уж точно не останавливаться на ней, так как не то, чтобы в аниме-адаптации было что-то столь же необыкновенное, как в манге и ранобэ.
Манга:
Самая благоприятная для первого ознакомления версия истории. Лишена резких мазков из ранобэ, отсутствие которых сделало конец истории намного более стерильным. Обладает отличной формой подачи информации, которая расскажет если и не все, что хотел сказать автор ранобэ, то хотя бы основную часть. С чисто эстетической точки зрения превосходит на голову конкурентов, как и, опять же, с точки зрения подачи.
Ранобэ:
Самая глубокомысленная и чувственная версия истории, но с множеством изъянов и недочетов. Несколько раз автор будто сам себя загонял в тупик, а потому история пошла единственным возможным для реализации идеи (например, нужно было свести Кодаку с девушкой)способом, который вызывает множество вопросов, пока не прочтешь продолжение. Считаю, что ранобэ чересчур недооценено (точнее, захейчено) и отношение к нему предвзятое, поскольку большинство людей сделали вывод об истории, не дочитав ее до конца.
Итог: ранобэ – целостное, но неприглядное по форме. Манга – урезанное ранобэ, с великолепной формой, но недожатым сюжетом. Аниме – неполная история, которая не раскрывает сути оригинала, передавая, скорее, его дух и больше рекламируя его.
Мои впечатления:
Это определенно хорошее произведение, на которое я не пожалел ни секунды своего времени. Видно, с каким трепетом автор сам относится к своим персонажам. Наверное, ярче всего это проявляется в последних главах, когда сцена из самого начала ранобэ/манги в точности повторяется, как бы говоря читателю – герои прошли длинный путь от неуверенных в себе подростков, которые занимаются самобичеванием и бессмысленным прожиганием юности до сформированных личностей, готовых войти во взрослую жизнь. Однако по окончании этого пути они остались такими же искренними друг с другом и с самими собой и Клуб соседей продолжил быть для них тем местом, где не нужно притворяться кем-то другим.
Еще интересно отдельно поразмыслить над тем, как описываются дальнейшие пути членов клуба. Кодака вместе с Сэной поступают в один ВУЗ, Ёдзора начинает работать дворецким у Сэны дома, Юкимура и Рика вместе занимаются разработкой игр, а Кобато с Марией продолжают дружить, но уже в старшей школе. Вроде бы клуб распадается, но ведь они просто нашли своих особенных людей. Тех самых незаменимых, дороже ста других людей, друзей. Не случайно некоторые осуждают российских переводчиков (в т.ч. и я) за то, что оригинальное японское Bokuha Tomodachiga Sukunai перевели как «У меня мало друзей». С точки зрения дословного перевода ошибок нет, однако с точки зрения смысловой окраски слов название «У меня не много друзей» лучше подходит к такому завершению.
Ну и не смог не вспомнить момент из Watamote (глава 200, страницу не скажу), в котором прямо высказывалась та мысль, которая здесь просто витает в воздухе во время концовки:
В общем, приятные ассоциации, красивые картинки, надежда на счастливое будущее и великолепная юность. Все любимое в жанре.
Итог:
Фух. Структурировать весь материал было очень тяжело, как минимум из-за его объема. Но вышло как вышло.
Итак, рекомендации. Начинать в любом случае рекомендую с манги. Однако, если вы не уверены, что история вам понравится или вы просто непривычны к манге, то аниме подойдет, просто чтобы развеять сомнения. Но не более, полного понимания истории оно не дает. Ранобэ рекомендую лишь тем, кому понравилась манга, и кто хочет узнать конец оригинальной истории (а он, определенно, иной и интригующий).
Я бы мог еще очень долго говорить о том, почему конкретно манга сюжетно просела по сравнению с ранобэ, как каждый персонаж менялся по мере истории, какую роль каждый из них играл в сюжете, какие сцены мне показались оригинальными и смелыми и на тройку смежных тем, которые мне бы пришли в голову по мере написания только что перечисленных, однако рецензия и так здоровая вышла и эти аспекты не так для нее важны, как то, что я уже затронул.
В общей сумме, тайтл стал одним из моих любимых в жанре (если не любимым). В нем я вспоминаю с особой теплотой не только о Ёдзоре (хе), но и об остальных членах клуба тоже. Думаю, что именно из-за неудачного представления сюжета в ранобэ и не особо захватывающей (по причине пропорции событий в истории) аниме-адаптации, тайтл заимел лишь эпизодическую популярность в СНГ. Этим текстом я бы хотел приоткрыть завесу тайны над продолжением истории и, может быть, заинтересовать неравнодушных людей в этом тайтле.
Такая необычная история не должна пройти мимо тех, кто ищет для себя новые краски в аниме, манге и всякой такой японщине.
братву на сисьновый год он провел в клубной комнате.бесхребетным терпилойслабохарактерным человеком, однако вырос над собой, не только совершив разовый намного более серьезный и ответственный выбор – все-таки бросать любящего тебя человека еще тяжелее, чем ему отказывать, – а еще и работая над собой в отношениях. Здесь намного больше времени уделяется РОМАНТИКЕ. Той самой, прям романтике. Делая историю, опять же, по моему мнению, более насыщенной и драматичной, а персонажа Кодаки (и всех причастных, но в чуть меньшей степени) более живым. Герои наконец-то открыли друг другу свои истинные чувства, несмотря на прошлые страхи, и теперь клуб соседей стал местом, из которого не хочется уходить никогда. Местом, где тебя всегда поймут и примут таким, какой ты есть.